Эти слова как нельзя лучше характеризуют выдающегося татарского композитора, народного артиста СССР Назиба Жиганова, столетие со дня рождения которого мы отмечаем в текущем году. В Национальном архиве Татарстана отложился пласт документов, рассказывающих о его жизни и творчестве.
Основные факты жизни композитора общеизвестны. Он родился в небольшом казахстанском городе Уральске, ныне – административном центре Западно-Казахстанской области. Рано осиротев, воспитывался в детском доме. В 1928-м перебрался в Казань. Самостоятельно, по слуху, научился играть на фортепиано. В 1931 году окончил Казан-ский музыкальный техникум по классу фортепиано и тогда же поступил в Московский областной музыкальный техникум. После его окончания, как свидетельствует сохранившаяся в архиве справка, составленная в 1957-м преподавателем консерватории Л.Гиршманом, был принят на третий курс Московской консерватории, которую окончил в 1938 году.
С возвращением в Казань начинается взлет творческой карьеры композитора. Назиб Жиганов – автор восьми опер, трех балетов, семнадцати крупных симфонических произведений, сюит, песен, большого количества камерных, вокальных и инструментальных сочинений и по праву считается одним из основоположников профессионального татарского музыкального искусства. Практически все ныне функционирующие музыкальные учреждения и творческие организации Татарстана создавались при его непосредственном участии. Достаточно сказать, что постановкой его дипломной работы, рассказывающей об участии татарского народа в пугачевском восстании, – оперой “Качкын” (“Беглец”, либретто А.Файзи, 1938) в 1939 году Татарский государственный театр оперы и балета открыл свой второй сезон.
Простое перечисление созданных в 1940-1950-е годы произведений позволяет судить о масштабе таланта Назиба Гаязовича. В опере “Ирек” (“Свобода”, либретто З.Сафина, 1939) показана борьба татар в период Октябрьской революции. В 1940-1941 годах в содружестве и на либретто М.Джалиля создана героико-эпическая опера по мотивам народных легенд и сказаний “Алтынчеч” (“Золотоволосая”), рассказывающая о борьбе против ханов в эпоху Булгарского государства. В 1948-м за музыку этой оперы Назибу Жиганову была присуждена Сталинская премия.
В годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы композитором был создан цикл произведений, отражающих подвиг народа и героический труд во имя Победы – в частности, оперы “Ильдар” (либретто М.Джалиля, 1942) и “Намус” (“Честь”, либретто А.Исхака по мотивам одноименного романа Г.Баширова, 1950). Заметным явлением культурной жизни республики стала опера-поэма “Джалиль” (либретто А.Файзи), впервые показанная в 1957 году на Декаде татарского искусства и литературы в Москве.
Различные линии развития татарской симфонической музыки нашли отражение в симфонической поэме “Кырлай” (1946), написанной по мотивам сказки-поэмы “Шурале” Габдуллы Тукая, Сюита на татарские народные темы (1949), за создание которой композитор был удостоен Сталинской премии, увертюра “Нафиса”.
Известен Назиб Жиганов и как автор фортепианных пьес для детей и юношества, маршей для симфонических оркестров, песен. Широкую популярность приобрела его лирико-эпическая песня “Народу русскому привет” на слова А.Ерикеева из цикла “Я пою, чтоб мир был светел”.
С 1939 года Назиб Жиганов – председатель правления Союза композиторов ТАССР, с 1947-го – член правления Союза композиторов СССР, с 1957-го – секретарь Союза композиторов СССР. В 1961-1988 годах – член Комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР.
Назиб Гаязович – один из организаторов и первый директор Казанской консерватории, возглавлявший это учебное заведение с самого момента создания в 1945 году до своей кончины в 1988-м.
Раскрыть глубину личности композитора помогают документы. В них не только история его жизни, но и история становления профессионального татарского музыкального искусства, воплотившего в творчестве Назиба Жиганова гармоничное сочетание национального колорита с мировым музыкальным наследием.
Творческий союз композиторов Татарии играл ключевую роль в формировании национальной музыкальной интеллигенции, в становлении и развитии татарской музыкальной культуры. Как свидетельствует “Краткий обзор деятельности Союза советских композиторов Татарии (1940-1947 гг.)”, сохранившийся в архиве, только за семь лет были созданы десять опер, четыре балета, три музыкальные комедии, три симфонии, два струнных квартета, несколько кантат и сюит, два концерта, свыше 150 массовых песен. Отмечается, в частности, что опера Жиганова “Ильдар”, поставленная в Казани в 1942 году, явилась первой советской оперой на тему Великой Отечественной войны.
Только за один год – к 30-летию Октябрьской революции – композиторами Татарии были написаны две оперы – “Поэт” Н.Жиганова и “Через огонь” М.Юдина, балет “Серле курай” А.Ключарева, Вторая симфония М.Музафарова, 24 прелюдии для фортепьяно, цикл детских песен З.Хабибуллина, а также ряд обработок татарских народных песен для хора отдельными композиторами. Подобная творческая активность была во многом связана с личностью самого Жиганова – неутомимого труженика, умевшего отстаивать свои убеждения.
Показателен в этом смысле хранящийся в архиве протокол общего собрания членов Союза композиторов республики по обсуждению постановления ЦК ВКП(б) об опере “Великая дружба” В.Мурадели от 17 февраля 1948 года. Вот цитата из протокола выступления Назиба Жиганова: “Я знаю таких писателей, которые не ходят не только на татарские оперы, но и на “Пиковую даму”. Здесь, очевидно, уместно поставить вопрос о пропаганде классической и народной музыки, чтобы у некоторой части народа был вкус, потребность в этой форме музыки… Если от композиторов сейчас требуется ясность языка и понятливость, связь с творчеством народной музыки, то это принадлежит традициям, заложенным в русской классической музыке”.
Назиб Жиганов чутко реагировал на события жизни, стремясь переосмыслить многочисленные факты действительности с помощью музыкального языка и сделать доступными для широкой аудитории. Так, в связи с освоением нефтяных богатств республики в 1962 году им был создан марш “Молодые нефтяники” для духового оркестра, романс “Вечерняя Казань” на стихи Н.Арсланова.
Для творчества Жиганова характерен подлинный патриотизм в сочетании с интернационализмом. Композитор и сам неоднократно это подчеркивал. Многие его выступления, доклады, сообщения пронизывает мысль: никакая культура не может развиваться изолированно и должна воспринимать все то лучшее, что было создано другими народами. Сохранилась стенограмма обсуждения оперы Назиба Жиганова “Намус” в Союзе композиторов Татарии 13 апреля 1950 года, которая характеризует всю остроту разгоревшейся дискуссии. “Очень боишься ты русского языка, – возражал Жиганов в своем выступлении одному из оппонентов, – а я не боюсь и считаю, что там, где татарская музыка попадает под русское влияние, там культурнее и лучше она получается, и хорошо, когда ее будут понимать не только татары, но и весь советский народ. Поэтому не надо бояться этого, бояться чего-то русского…”
В не самые простые перестроечные годы композитор не изменял своим принципам. Сохранился протокол №4 заседания ученого совета Казанской государственной консерватории от 27 апреля 1988 года, на котором заслушивался вопрос о совершенствовании интернационального воспитания студентов в процессе преподавания специальных и общественных дисциплин. “Сила нашего вуза – в интернациональных
принципах, – заявил Назиб Жиганов на заседании совета, – на которых основывается его деятельность с первых лет существования… Нужно углублять интернациональное воспитание на уроках по специальности. Татарскую музыку должны исполнять не только татары, а татары должны знать музыку других народов”. И предложил провести вечер армянской музыки (как раз в тот момент резко обострились отношения между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. – Авт.).
…Назиба Гаязовича не стало 2 июня 1988 года. В 2001-м Казанской государственной консерватории присвоено его имя. Память о композиторе живет в его произведениях, составляющих золотой фонд национального искусства страны.
начальник отдела
Национального архива Татарстана