Явление Бибинур на Патриарших

Татарстанский фильм “Бибинур” открыл долгосрочный проект “17 мгновений кино.

information_items_1347369104

Татарстанский фильм “Бибинур” открыл долгосрочный проект “17 мгновений кино. Фестивальные фильмы России” в Московском культурном центре “Дом на Патриарших”. Автор и ведущий проекта – телевизионный продюсер и режиссер, шеф-редактор программы “Мусульмане” (ВГТРК) Василий Антипов.

Кинопоказ прошел с большим успехом – несмотря на ресторанную обстановку, посетители смотрели фильм не отрываясь, а по окончании состоялись горячее обсуждение и разговор с авторами фильма. В числе почетных гостей мероприятия были  российский киновед и культуролог, автор и ведущий программы “Культ кино” Кирилл Разлогов, кинорежиссер Аким Салбиев, киновед, кинокритик, автор и ведущий телевизионных программ Андрей Шемякин.

Лента-победитель VI Казан-ского международного фестиваля мусульманского кино (КМФМК) стала “первым из 17 мгновений” не случайно. Организаторы понимали: аудитория этому киносеансу обеспечена.

– Во-первых, это очень хорошо сделанное кино. Во-вторых, только в Москве официально зарегистрировано более 250 тысяч татар, – рассказывает Василий Антипов. – Этот проект мы начинали на свой страх и риск, потому что он никем не финансируется, все отдается на суд зрителя, а лента “Бибинур” точно может собрать зал. Все фильмы, отобранные для проекта, проверены на публике: это призеры и победители различных кинофестивалей,  и мы надеемся, что они пройдут с таким же успехом. 

Как член отборочной комиссии Казанского фестиваля, я знаю, что весьма достойные  фильмы подчас остаются вне фестивального показа только потому, что не совсем вписались в его концепцию. И очень жаль, что это кино остается невостребованным, хочется донести его до зрителя. В советские годы фильмы, созданные в Прибалтике, Украине, Казахстане, Грузии, были нашим общим достоянием. Хотелось бы вернуть это.

– Именно поэтому одним из вариантов названия проекта  было “Неизвестное кино России”?

– Он отпал, потому что это кино в принципе известно, но неизвестно всей России. После показа “Бибинур”, в частности, обсуждалось, как этот фильм донести до широкого зрителя. Мы тоже вносим свою лепту, вода камень точит. Когда лучшие кинозалы Казани игнорируют успех фильма “Бибинур”, это странно, потому что они могли бы сделать хорошие кассовые сборы хотя бы в пределах Татарстана. На мой взгляд, коммерческие кинозалы нужно каким-то образом обязывать к показу, продвигать национальное кино.

– Как вы считаете, появление фильма “Бибинур” повлияет на кинопроцесс в Татарстане?

– Да, потому что задана планка. После первого фестиваля мусульманского кино в Татарстане был всплеск – стали появляться фильмы, подогнанные под тематику фестиваля. И авторы были уверены, что им за это сразу дадут приз, независимо от художественного качества, которое страдало. “Бибинур” поменял представление о том, что такое национальное кино. Это как раз тот фильм, который интересен всем: татарам – потому что там знакомая среда и непривычная подача материала, а остальных завораживают национальный колорит, новизна. Я рад, что режиссер Юрий Фетинг своим авторитетом заставил продюсера думать по-новому, пойти навстречу его изысканиям. Режиссерские находки подчас влетают продюсерам в копеечку, не каждый на это решится. К примеру, фильм “Трехногая кобыла” при всех операторских достоинствах – “штативное кино”, то есть, кроме штатива для камеры, других технических средств нет. А чем качественнее кадр, тем дольше он готовится. А время в кино – это деньги. Чем больше смета, тем ближе продюсер к инфаркту.

– Какие еще “мгновения кино” будут представлены в “Доме на Патриарших”?

– Мы хотели бы провести показ татарстанской анимации. В ближайшее время будут представлены документальный фильм “Адыге-Хабзэ” о национальных черкесских обычаях и еще один фильм из Карачаево-Черкесии – о том, как целый народ был депортирован в 1944 году в Среднюю Азию. Кроме того, мы покажем башкирский фильм “Ловец ветра” с Маратом Башаровым в главной роли, известный казанцам как обладатель приза VI КМФМК за лучший сценарий полнометражного игрового фильма. В программе показов также башкирская анимация, фильмы из Узбекистана, Дагестана, Кемерово. Возможно, будут представлены киноленты больших мастеров, которые снимались не в Москве.

По словам Василия Антипова, за четыре  дня до показа в “Доме на Патриарших” очередного фильма билетов продано даже больше, чем на “Бибинур”. Так, с легкой руки татарстанской ленты проект, который до самого лета еженедельно будет представлять российские фильмы,  имеет все шансы на зрительский успех.

Айсылу ХАФИЗОВА,

г.Москва (специально для “РТ”)

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще