На театральной карте Казани объявился новичок – камерный театр антрепризного формата “Фаворит”. Пока что его любезно приютил в своих стенах Учебный театр Казанского театрального училища. На минувшей неделе состоялась тройная презентация: самого товарищества актеров, премьеры спектакля “Мужчина по вызову” (по пьесе Александра Галина “Сирена и Виктория”) и выхода, что называется, в свет нового для Казани режиссера – Сергея Гришанина.
Сначала о пьесе. Это современная комедия-фарс, с успехом идущая во многих театрах страны. Сам драматург о пьесе говорит так: “Мне хотелось показать, что в новых социальных условиях человеческие типы не меняются. Отсюда создается комический эффект”.
В центре сюжета – две одинокие женщины средних лет. Сирена – удачливый риэлтор, и все у нее в полном ажуре. Доктор филологических наук Виктория – полная ей противоположность. Скромная, интеллигентная дама, не сдающая внутренних позиций перед невзгодами. Из диалогов зритель узнает, что она без тени сомнений отвергает притязания богатого бизнесмена с выразительной фамилией Куль… Однако Виктория достаточно отважна, чтобы при первой же встрече признаться в любви профессору астрономии, такому же, впрочем, не приспособленному, как и она сама, к жестким рыночным реалиям.
Кстати, именно последний персонаж по имени Константин вносит в сюжет интригу. По иронии судьбы, его скромное объявление о стрижке фокстерьеров оказалось напечатано в газете по соседству с предложением интим-услуг некоего Козерога, которого Сирена приглашает, желая развлечь захандрившую приятельницу. И нечаянно путает телефонные номера… Забавное недоразумение разыграно мастерски – в искренности непонимания героев нисколько не сомневаешься. А вообще, эта пьеса – о тотальном сердечном одиночестве. Но чудеса еще случаются. Главное – уметь увидеть в нелепой случайности знак судьбы…
Спектакль наполнен юмором, остроумными репликами и режиссерскими находками. Контакт с залом установился мгновенно. То и дело в зале раздавались смех, аплодисменты. Несомненно, созданию такой атмосферы способствовала и камерность обстановки – ведь в Учебном театре всего 95 мест. В связи с этим подумалось, что Казани явно не хватает именно таких вот “театров малых форм”. По личному опыту знаю, что атмосфера в подобных театрах сродни семейному празднику, она ощутимо теплее и комфортнее – как для актеров, так и для публики.
Успех казанской версии во многом обусловлен игрой актеров. Ансамбль подобран вполне гармоничный. Но из сценического трио прежде всего выделяется яркая и экспрессивная Диана Никульцева (Сирена), актриса Ка-
занского тюза. Хотя и Ирина Гришанина (Виктория), недавно переехавшая в наш город из Украины, и актер тюза Александр Яндаев (Константин) тоже хороши и очень достоверны.
Сергей Гришанин родился в 1964 году в Казани. Интересно, что первое его образование было техническим. Затем он поступил в Казанское театральное училище. Высшее режиссерское образование получил в Харькове. Двенадцать лет был главным режиссером Луганского областного русского драматического театра. Перед возвращением в родной город два года проработал главным режиссером Хабаровского областного театра. Как режиссер, ставил не только драму и комедию, но и оперу – в частности, “Фауста”. В 2008 году спектакль “Иудушка”, поставленный Гришаниным по произведению Салтыкова-Щедрина, стал обладателем Гран-при VII Международного фестиваля театрального искусства “Классика сегодня”.
Свой приход в антрепризу режиссер объясняет так: “Антреприза предлагает зрителю чистое, не испорченное мешающими быстрому усвоению театрального продукта “добавками” удовольствие. Играющий в ней актер вновь становится лицедеем – публику это радует. Антреприза демократична, чтобы получить от нее удовольствие, не нужен культурный багаж. За это порой антрепризу бранят, но, с другой стороны, ее спектакли приучают к сцене новую, не знакомую с театром публику”.
Ольга ЮХНОВСКАЯ