Давно уже на улицах татарстанской столицы не в новинку барышни, одетые по арабской или турецкой моде. Отдаленно этот комплект напоминает осовремененную вариацию паранджи (за отказ от которой сейчас отчаянно борются восточные феминистки): юбка до пят, обязательный хиджаб, скрывающий порой большую часть лица. Причем в подобной манере одеваются не только приезжие из среднеазиатских республик, но и вполне светские барышни – скажем, студентки университетов. Невольно возникает вопрос: насколько подчеркнуто исламский стиль в одежде соответствует культурным традициям казанских татар?
Чтобы понять свой народ, всего-то и нужно – примерить однажды национальный костюм. Считается, что в этот момент человек как бы вступает в диалог с культурой своих предков. Народный костюм в данном случае выступает объектом материальной и духовной информации. Между тем недавно я столкнулась с таким явлением: студенты-первокурсники гуманитарного факультета одного престижного вуза не смогли описать ни татарский, ни русский национальные костюмы. Вспомнили головные уборы индейцев, узбекский халат, шотландский килт (мужская юбка), а про родную одежду сказать ничего толком не смогли.
Вот почему сегодня мы беседуем с известной казанской мастерицей, историком по образованию и горячим популяризатором национальной татарской одежды Флюрой Калмурзиной. В ее доме – неповторимая атмосфера. Едва переступив порог, понимаешь – ты в другом измерении. Куклы в национальных костюмах, ручной росписи керамика, вышитые серебром шамаили и много разных изящных поделок, выполненных руками Флюры Анасовны.
– Ой, сколько кукол! Да красивые какие!
– Они все одеты в уменьшенные копии костюмов, которые я сама ношу в обычной жизни. Вот кукла Нурсултан – назвала ее в честь казанской царицы. А вот Сююмбике. Шапочку для нее вышивала целую неделю! И чулпы (украшение для кос) у нее настоящие, за пятьсот рублей купила в салоне. А помнишь, лет тридцать-сорок назад в казанских магазинах продавались куклы в татарских костюмах?
– Еще бы! Я о такой только и мечтала – в бархатных жилетике и шапочке, сапожках и в белом платьице с воланами. Когда дедушка ее подарил, была на седьмом небе от счастья!
– Вот с чего надо начинать прививать вкус и любовь к национальному костюму, к традиции предков – с игрушки! Только их сейчас днем с огнем не найдешь.
– Флюра Анасовна, как реагировала публика на ваш эксперимент, когда вы вышли на улицу в народном платье?
– Отлично реагировала! Мне и в транспорте место уступали, и расспрашивали, и просто любовались моими нарядами. Так же и теперь относятся – очень по-доброму. Недавно одна русская женщина говорит: вот, посмотрите, настоящая татарочка, а то ходят сейчас в турецких балахонах…
– Как вы считаете, есть еще шансы возродить национальный костюм? Чтобы люди стали носить эту одежду (ну, хотя бы с элементами народного костюма) не только в праздничные дни?
– Я убеждена: негоже современным татарам отказываться от своих традиций. И утверждаю, что татарская одежда не столь консервативна, как арабская. То есть костюм казанских, волжских татар никогда не закрывал женщину полностью. Достаточно обратиться к изданиям на эту тему или посмотреть фотографии XIX – начала XX века. Взять тот же хиджаб – ну зачем он нам, когда одних только головных уборов у волжских татар было более шестидесяти (!) вариантов. Казанские татарки не носили “глухих” платков. Даже молоденькие девушки надевали различные калфаки. Что касается ансамбля одежды как такового, то он удивительно гармоничен и сегодня. Давай подсчитаем, сколько в этом комплекте было обязательных элементов: головной убор, платье (кюлмяк), изю (съемное украшение типа европейского жабо), вышитый камзол, шальвары, ичиги или туфли. И, конечно, янчэк (маленькая вышитая сумочка) и украшения.
Позволю себе напомнить ревнителям “мусульманского стиля”, что казанские татары всегда отличались от других мусульман особой образованностью и светскостью. Восточные покрывала, паранджу, арабские платья у нас не носили никогда! И я не вижу никакой необходимости искусственно навязывать современникам не свойственные нам силуэты.
– Сейчас на мировых подиумах доминируют народные мотивы. По прогнозам дизайнеров, именно этническая составляющая обещает стать одной из самых главных, причем надолго.
– А ведь я еще пять лет назад прочила, что мир (в том числе и Казань) захлестнет мода на народную, традиционную одежду! Считаю, что современному человеку явно не хватает чувств, эмоций, а народная традиция как раз и дает такую возможность. Надевая одежду с национальными мотивами, человек подсознательно прикасается к истории и восстанавливает связь с душой своего народа.
– Помимо возрождения старинных моделей, вы также создаете и новые вещи, выдержанные в народном стиле. Известно, какой фурор произвела ваша “Казанская шапка”, украшенная янтарем, стразами, сердоликами…
– Мне особенно нравится экспериментировать с головными уборами. Придумала я и особую татарскую шляпу с басочкой (многие женщины этот фасон теперь носят), еще – зимнюю тюбетейку на меху, с богатой вышивкой. Или такой вариант: зимняя шапочка в комплекте с вышитыми рукавичками. Примерно такие варежки носили в Казани еще в XIX веке! Однако есть проблема: много кто восторгается, да мало кто носит. Стесняются? А надо сделать так, чтобы это стало хорошим тоном – иметь в гардеробе национальный костюм. Ведь это естественно, когда на совершеннолетие родители дарят юноше или девушке такой наряд. Эти вещи хранятся десятилетиями, передаются по наследству. Пока же в основном мне делают заказы музеи да татары-иностранцы. Мои шапки, кстати, носят соплеменники из Москвы, Санкт-Петербурга, Финляндии, Турции.