Детское и юношеское телевидение в России переживает не лучшие времена. Новые качественные программы для юных зрителей появляются в эфире крайне редко, а старые в силу различных факторов закрываются на неопределенный срок.
Основной причиной создавшейся ситуации является проблема недофинансирования. По закону в телепередачах для детей и подростков запрещена любая реклама, а значит, окупиться выпуск такой программы самостоятельно не имеет возможности. Поэтому основным источником финансирования в данном случае являются бюджетные деньги.
О том, как непросто порой найти необходимые средства на реализацию молодежных проектов на телевидении, Татьяна Митрошина знает не понаслышке. Вот уже шесть лет она является редактором республиканского познавательно-развлекательного тележурнала для подростков “ТИН-клуб”, который транслируется на телеканале ТНВ. По ее словам, в 2004 году, когда возникла идея создания передачи для школьников, подготовленной их сверстниками, практически единственной возможностью ее финансирования был грант на пропаганду здорового образа жизни Республиканского агентства по массовой коммуникации.
В тот год Татьяна Митрошина на выделенные деньги смогла подготовить лишь два выпуска “ТИН-клуба”, а средства на оплату полноценного сезона передачи были получены лишь год спустя по этому же гранту. Впрочем, в связи с экономическим кризисом в 2009 году он был временно закрыт. “Нужно сказать, что на этом гранте держались не только мы, но и другие телепрограммы, многие из которых были вынуждены прекратить съемки на неопределенный срок”,- рассказала руководитель “ТИН-клуба”.
Тогда на продолжение работы над тележурналом средства выделило Министерство по делам молодежи, спорту и туризму, которое поддерживает программу и по сей день. “Конечно, время от времени мы пытаемся обращаться за спонсорской помощью в различные организации, – рассказала руководитель “ТИН-клуба”, – но все они чаще всего хотят взамен какой-нибудь рекламный ролик о компании, а мы этого по закону сделать не можем. Единственное, что ребята-корреспонденты рекламируют на экране, – так это здоровый образ жизни”.
Вообще, за шесть лет существования проекта вопросов финансовых, и не только их, пришлось решить немало.
Свежий выпуск “ТИН-клуба” появлялся на экране в субботу утром, когда все школьники находились на уроках. “Получалась абсурдная ситуация. Программа для школьников выходит в часы, когда они сами не могут ее смотреть, – пояснила Татьяна Митрошина. – И вот только совсем недавно ее выход перенесли на воскресенье, чему мы очень рады”.
В целом работа над телепередачей для детей и подростков чем-то напоминает сюжет нашумевшего сериала “Остаться в живых”: никогда не знаешь, откуда ждать новые неприятности и как долго будешь оставаться на плаву, но при этом понимаешь, что бороться за жизнь проекта нужно. И такие сложности испытывают многие создатели подобных программ по всей России. Когда “ТИН-клуб” вышел в финал Всероссийского конкурса “ТЭФИ – регион”, многие теле-академики подходили к ребятам и их руководительнице, чтобы сказать спасибо за энтузиазм, с которым они, несмотря ни на что, выпускают передачу. По словам профессионалов, ситуация, сложившаяся в этой сфере, – одна головная боль многих телеакадемиков, от которой на сегодняшний день есть только одно действенное лекарство – комплексная государственная политика, направленная на поддержку детского и юношеского телевидения в стране.
И только побывав в студии, где снимаются передачи для школьников, и пообщавшись с ребятами, понимаешь, насколько важно сохранение и развитие детского и подросткового телевидения не только для юных зрителей, которые учатся и взрослеют на таких передачах, но и для самих создателей программ. Казанские ребята из “ТИН-клуба” настолько увлечены своей работой, что готовы наперебой рассказывать о том, кто как справился с сюжетом, в какие смешные ситуации они попали на съемках и как непривычно было в первый раз видеть себя на экране. Здесь они учатся основам тележурналистики и впервые осознают ответственность перед своими сверстниками, друзьями и одноклассниками, которые являются постоянными зрителями программы, за каждое сказанное в эфире слово.
Большинство ребят, которые за эти шесть лет подготовили уже более ста выпусков тележурнала, в дальнейшем выбирают журналистику своей профессией. Так, например, выпускница студии Полина Рыжова в настоящее время учится на отделении международной журналистики журфака МГИМО, ее коллеги по “ТИН-клубу” Елена Климентий и Дарья Бакунина благодаря своему школьному увлечению получили возможность поработать на ведущих татарстанских телеканалах. Поэтому до тех пор, пока в студию тележурнала приходят ребята, мечтающие стать журналистами, а зрители на сайте передачи оставляют благодарные отзывы и полезные комментарии, “ТИН-клуб” будет выживать во что бы то ни стало.