Кино без права на сценарий

Эти фильмы – не просто картинки из повседневной жизни, они и есть сама жизнь без прикрас, режиссерских дополнений и вмешательств.

Автор статьи: Анна КИЛЬЧЕВСКАЯ

Эти фильмы – не просто картинки из повседневной жизни, они и есть сама жизнь без прикрас, режиссерских дополнений и вмешательств. Такая особенность является характерной чертой работ выпускников школы Марины Разбежкиной, члена Союза кинематографистов России и обладательницы многочисленных премий международных фестивалей.

Наша землячка Марина Разбежкина стала известна в России благодаря документальным фильмам, снятым по своим собственным сценариям. Ее называют идеологом “действительного” кино, в котором на первый план выходит отнюдь не продуманный заранее сюжет, а простой человек со своими привычками, манерой говорить и укладом жизни, который живет здесь и сейчас. Быть не просто человеком с камерой в руках, а настоящим созерцателем жизни – этому учит Марина Александровна в своей мастерской. В свое время ее школу закончила Валерия Гай Германика, режиссер скандально известного сериала “Школа”, после выхода которого она неоднократно говорила, что считает Разбежкину своим единственным учителем.

На днях в казанском киноклубе “Непоследний сеанс” состоялся творческий вечер учеников Марины Разбежкиной этого года выпуска. Три документальные работы, ставшие итогом годичного обучения в ее мастерской, представил один из выпускников – казанец Михаил Колчин. Свой фильм “Баржа”, который длится 24 минуты, он снимал в течение целого месяца, ведь главным условием дипломной работы было обязательное невмешательство в жизнь своего героя. И никакого сценария. А это значит, что режиссер не мог заранее предугадать, что будет происходить с человеком, согласившимся “жить” на камеру.

Герой короткометражки Колчина дядя Миша вот уже месяц охраняет арестованную за долги баржу. Целыми днями он делает одно и то же: готовит себе незатейливый обед, много спит и спасается от жары в тени. По словам автора, жизнь героя его фильма ничем не примечательна для окружающих, но вместе с тем на экране она приобретает особое значение. Образ дяди Миши наполнен ощущением одиночества и некоторой грусти. Он живет на корабле, такой же забытый всеми, как и сама баржа, и с каждым кадром его экранная жизнь вызывает симпатию и сочувствие зрителей.

А вот герой работы Алексея Савенко “Школа английского”, напротив, вызывает смех. Летчик из Казахстана Евгений приехал в Лондон на языковые курсы. Он посещает специальную школу, живет в отеле с людьми из самых разных стран и разговаривает на ломаном английском. Его едкие комментарии летят в адрес практически всего, что его окружает, а объектами нецензурных шуток становятся как простые англичане, так и сама королева-мать. Однако, несмотря на такое поведение, раздражение Евгения вызывает улыбку на лицах зрителей, которые понимают, что за всеми этими колкостями скрывается компанейский и дружелюбный человек.

Героиня фильма Дмитрия Кубасова “Таня 5-ая” тоже вызывает неподдельную симпатию зрителей. Она работает таксистом в небольшом городке в ста километрах от Москвы, живет с мамой и воспитывает сына. Чтобы прокормить семью, Таня крутится, как может: часто берет ночные смены на работе и нелегально продает водку большими партиями. Она лихо кроет матом рабочих, плохо помывших ее машину, и часто ходит в церковь помолиться. Ее противоречивый характер вызывает удивление, но вместе с тем и уважение – в любых ситуациях пусть и грубоватая героиня старается оставаться честной и человечной.

Все эти работы отличаются своей непосредственностью и жизненностью. Режиссеры фильмов не просто снимали своих героев, а учились понимать жизнь с помощью камеры. По словам Михаила Колчина, в этом и заключается главное правило хорошего документального кино по Разбежкиной. Снимались короткометражки в основном без помощи штатива. Таким образом, камера как бы становилась продолжением руки режиссера, а значит, и его восприятия реальности.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще