“С мечтою жить красивше”

До недавнего времени я ничего не знала о маленькой чувашской деревушке Ендурайкино, что в Самарской области. А зря… События, происходящие там, кого хочешь заинтересуют.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

До недавнего времени я ничего не знала о маленькой чувашской деревушке Ендурайкино, что в Самарской области. А зря… События, происходящие там, кого хочешь заинтересуют.

Вот, к примеру, когда-то давным-давно в деревне Ендурайкино появился теленок с крыльями. И вымахал он в большущую корову с огромным выменем. Как только утро, она уже быстрее всех бежит на луг, на травку с росой. На обед домой прилетала, чтоб ее подоили, и снова в поле. Летит и мычит. За день три раза на подой прилетала. А добрая бабка Федосья, это ее коровка была, раздавала молоко всем: кому ведро, кому два. И у всех масла и сметаны было вдоволь, а излишки даже французам продавали, иногда меняли на ихнее шампанское. Хорошо жилось в деревне. Благодать, да и только. А когда отжила корова свой положенный век, поставили ей памятник всем миром, как и полагается чуду природы. Вот если бы развести таких коров целое стадо, то на всю Россию бы хватило молока. А какая экономия бы вышла!

Или же другая история. На дворе жителя Ендурайкино Якова Семеновича появился петух, который рос не по дням, а по часам. К осени он вымахал в огромного петуха. Прогнал всех своих соперников с пол-улицы. Куры несли яйца так, что хозяйки не успевали собирать их и прятать в амбарах, в теплое зерно. А несколько яиц куры снесли прямо золотых! Расплодились по деревне благодаря петуху-гиганту огромные куры да петухи породистые. Мясо возили возами на базар, свиней повырезали и ели только белое птичье мясо. Долго ли, коротко ли пожил петух на свете, но и его час пробил – околел от старости. О таком чуде-явлении в деревне не забыли. Поставили памятник, так же, как и всем героям Ендурайкино. Чем он хуже летающей коровы?

И таких баек о родной деревне профессор Камской государственной инженерно-экономической академии (ИНЭКА), народный художник Татарстана Владимир Акимов расскажет вам сколько угодно. И не только расскажет. Колорит дорогого сердцу края и людей, его населяющих, так сочно и ярко отображен в его полотнах, что даже весьма далекий от живописи человек непременно задержится у любой из его картин, будь то “Сооружение памятника петуху-гиганту”, “Вероятность полета”, “Сон дяди Вани” или другие, жанр которых сам Владимир Яковлевич определяет не иначе как “мифо-фантастический реализм”.

– В любой деревне люди всегда мечтали жить красивее, чем есть в реальности, – говорит автор. – В те времена, когда сюда не пришла цивилизация в виде телевизоров, в большой чести были выдумщики и балагуры. Именно они привносили яркие краски в общественную жизнь деревни. Кстати, в нашем Ендурайкине все имели прозвища. Вот в моей родне были Федька Хусейн, Санька Хошимин, Петька Деголь. Особый персонаж – Яшка-кино, которого так прозвали за страсть к чудачествам и любовь к сочинительству. Такие байки придумывал, что и стар и млад разинув рот слушали. С мечтою жить красивше, считал он. Знаете, человек всегда должен помнить о своих корнях, они – истинный источник вдохновения. Ничего не надо придумывать, посмотри внимательно вокруг, прислушайся, открой сердце.

Наверное, уникальность этого художника именно в такой предельной открытости сердца, когда окружающий мир, причудливо преломляясь под его кистью, заставляет смеяться, грустить, задумываться. Одну картину из серии, которую сам Владимир Яковлевич называет “Мир козлов”, имея в виду конкретных животных, как-то приобрел первый Президент нашей республики Минтимер Шаймиев. Увидев ее на одной из выставок, он долго смеялся над важным козлом, изображенным на ней, и не преминул заметить, что непременно повесит картину на видном месте в назидание отдельным господам.

Как пишет известный искусствовед Маргарита Пашкова, творческие поиски Владимира Акимова отличает уход от шаблонности. То, что делает художник, как говорит он сам, должно быть исполнено в разных ключах. После института писал в классическом стиле: от знаменитых “Купальщиц”, “Голубого утра” и “Сенокосного июня”, репродукции которых были опубликованы в центральных журналах “Художник” и “Искусство”, – до “босховских” полотен. Доказал себе, что прекрасно владеет академическим письмом, но удовлетворения не было. Уверен, что уже не вернется к своей прежней манере (за исключением портретов). Ему свойственны поиски золотой гармоничной середины, далекой и от современного бездушного авангардизма, и от салонной красивости.

Особая тема в его творчестве – библейская. В начале девяностых ему предложили принять участие в росписи старейшего в автограде храма Косьмы и Демиана. За работу взялся увлеченно, вложив в нее не только все свое мастерство, но и душу. “Через библейские и античные сюжеты художник стремится найти ответы на вечные вопросы, волнующие человечество, а также найти ответы и для себя, – пишет кандидат искусствоведения Дина Валеева. – Любая из его картин способна перенести зрителя в свое пространство и заставить пережить мгновения радости, озарения перед вечной загадкой женской красоты или заставить испытать чувства безысходности и одиночества. В композициях Акимова есть своя закономерность. Кажется, что в центре холста сосредоточена энергия, соединяющая в себе все фрагменты картины. И разве не современна, разве не о сегодняшнем дне картина “Каин и Авель”? То же можно сказать и о других полотнах этой же тематики”.

О портретах хотелось бы сказать отдельно. Одна из последних работ выставлена в эти дни в заинском музее. Два офицера царской армии, рожденные на Сармановской земле и упокоенные там же.

– Мне эта картина дорога по-особому. Удивительна ис-тория их жизни, – рассказывает Владимир Акимов. – Узнал я ее от моей знакомой Раисы Мартыновой-Давлетбаевой, с чьей семьей меня связывают давние добрые отношения. Раиса-ханум с супругом – известные в наших краях меценаты. Картины из их частной коллекции получил в дар не один музей. К сожалению, не часто приходится встречать подобных людей, продолжающих славные традиции Третьяковых, Морозовых, Апанаевых. Именно Раиса Ахтямовна рассказала мне историю татарской семьи, напрямую связанной родственными отношениями с родом Юсуповых. И на этой картине изображены потомки знаменитого Юсуф-хана, отца царицы Сююмбике. Сколько достоинства в этих людях, но сколько и печали. Будто предчувствуют кончину привычного мира… Нам кажется, что история – это дела давно минувших лет. Однако нет. Нужно помнить связь времен и связь поколений…

Сегодня Владимир Акимов отмечает свой юбилей. За спиной шесть десятков лет прожитой жизни, сотни написанных картин, преподавательская деятельность, а впереди – все тот же манящий горизонт, за который так хочется заглянуть…

Наша справка: Акимов Владимир Яковлевич окончил Санкт-Петербургскую академию художеств. Член Союза художников России и ЮНЕСКО, народный художник Республики Татарстан. Участник международных и всероссийских выставок. Провел персональные выставки в Москве, Вене, Берлине, Ролли (США), Нью-Йорке, Казани, Чебоксарах. Работы находятся в музеях России и во многих частных коллекциях мира. Преподает на кафедре “Дизайн” Камской государственной инженерно-экономической академии (ИНЭКА), профессор.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще