В рамках завершившегося недавно очередного “Аксенов-феста” состоялась презентация журналов “Идель”, “Казань” и “Казанского альманаха”. Последний был представлен долгожданным шестым номером, вышедшим буквально накануне.
Неудивительно, что большая подборка посвящена памяти нашего земляка, всемирно известного писателя Василия Аксенова. Здесь и воспоминания о нем его друга, писателя Евгения Попова, и размышления Наили Ахуновой о нашумевшей книге “Таинственная страсть”, и автобиографический рассказ самого Аксенова “Зеница ока”…
А открывает альманах стихотворение другой нашей знаменитой землячки, поэтессы Вероники Тушновой. Не все знают, что она автор слов популярной песни, начинающейся с утверждения “Не отрекаются, любя”. Жизни и творчеству поэтессы посвящен материал Наили Ахуновой “Сердце мое, как птица” – в преддверии столетия со дня рождения Вероники Тушновой.
В разделе прозы альманаха появилась новая рубрика: “С письменного стола писателя”. В пояснении говорится: “Она позволит заглянуть за сутулую спину сочинителя, бросить взгляд на святую святых – его письменный стол. Первым прочесть несколько страниц из будущего романа, повести… Уловить дух, распознать “группу крови” произведения и, возможно, потом, когда выйдет книга, сравнить – то есть постичь мысль писателя в движении”. Рубрика дебютировала отрывком из романа казанского писателя Ахата Мушинского “Белые волки”.
Мы привыкли после форумов читать репортажи, статьи, отчеты… А вот поэт Газинур Мурат после Всемирного конгресса писателей в Норвегии, где он был делегатом от Татарского ПЕН-центра, выдал цикл стихотворений под названием “Из норвежской тетради”. Экзотические стихи перевел с татарского Наиль Ишмухаметов.
Общественность республики широко отметила 75-летие аксакала татарской литературы Туфана Миннуллина. Любимому писателю нашего народа, члену редакционного совета “Казанского альманаха” посвящена подборка материалов под заголовком “Итак, скажу…”. Здесь афоризмы литератора, полезные советы в юмористическом ключе, рецензия на его новую книгу прозы “Незаконченный монолог”.
Впервые читатель “Казанского альманаха” сможет прочесть довоенные письма Мусы Джалиля, адресованные Амирхану Еники. Они говорят о крайней бытовой неустроенности поэта, материальной нужде, хотя в те годы он был уже широко известен и возглавлял единственный татарский детский журнал в Москве. Само по себе интересно и предисловие к письмам, написанное Еники, в нем немало информации, которой владели только близкие друзья поэта-героя. Эти уникальные материалы передала в редакцию
дочь Еники – Резеда Амирхановна.
“За отсутствием состава преступления…” – название статьи Рафаэля Мустафина, посвященной репрессированным татарским писателям. Автор пишет: “Одной из самых опасных профессий было ремесло писателя. Вместе с известным литературоведом Раисом Даутовым мы подсчитали, что репрессиям подверглось около пятидесяти татарских писателей. В первую очередь брали самых выдающихся. В 1934 году были арестованы все делегаты I съезда писателей СССР”.
Продолжает тему в своих стихах и высказываниях широко известный в России и почитаемый за независимость и честность поэт Владимир Леонович. Как представитель Комиссии по творческому наследию репрессированных писателей, он был приглашен в Елабугу на открытие памятника жертвам политических репрессий. Владимир Николаевич говорит: “Я не предполагал, что это будет так прекрасно. Никакой показухи. Открытие мемориала со вкусом, без помпы, хотя у нас редко что происходит без помпы… И михалковский гимн не звучал – звучал Бетховен. “Лунная соната”. Недюжинная сила поэта раскрывается в собственных его стихах под заголовком “Душа опоминается от прозы” и в очерке Веры Арямновой “Кологривский отшельник и ему подобные”.
В новом номере “Казанского альманаха” публикуются также материалы об участии делегации наших литераторов в международном писательском форуме в австрийском Линце, о посещении Праги, где Туфан Миннуллин и Разиль Валеев участвовали в “круглом столе” на “Радио “Свобода”.
Отдельного упоминания заслуживает статья Бориса Пантелеева “В поиске пределов свободы и самовыражения” под рубрикой “Журналистика и право”. Делаю выписки из этого замечательного исследования, которые хотелось бы заучить наизусть, а также рекомендовать для прочтения студентам факультетов журналистики.
Под традиционной рубрикой “Палитра” в статье “Гамбит Сатониной” постоянный автор альманаха Феликс Пирания в своей необычной манере повествует о белых и черных полях судьбы художницы, шахматистки и поэтессы. Ее живописные картины из частных коллекций украшают обложку издания.
Шокирует своей откровенностью повесть пражского писателя, выходца из России Владимира Куземко “Записки районного опера”. Одни подзаголовки приводят в ужас – “Необходимость пыток”, “Технология пыток”, “Смерть при допросе”… Редколлегия альманаха посчитала публикацию весьма своевременной в свете всероссийского обсуждения реформы МВД. Повесть напечатана в рамках соглашения об обмене материалами “Казанского альманаха” и “Пражского графомана”.
Остается добавить, что данный обзор коснулся не всех публикаций альманаха – пусть они будут сюрпризом для читателя.
Яна БЕЛОВА.