Я вам спою еще на бис…

В кинотеатре “Мир” прошла премьера документального фильма “Альфия Авзалова”. В нем заслуженная артистка России, народная артистка Татарстана показана как близкий и понятный зрителю человек

Автор статьи: Шамиль МУЛАЯНОВ

– У кого первые уроки пения брала, спрашиваете?  В центре Актаныша на столбе висел  радиорупор, так я, прислонясь к столбу, самозабвенно слушала пение Гульсум Сулеймановой. И в  школе с младших классов учителя, и в детдоме воспитатели  ставили меня в пример другим по части  пения, и я увлеченно исполняла все песни, которые к тому времени знала…

Голос певицы непривычно  слаб, с хриплым прерывистым  придыханием. Альфия Авзалова, а речь о ней, заслуженной артистке России, народной артистке Татарстана, лауреате Госпремии РТ имени Г.Тукая,  еще не ведает (дата происходящего – январь  1997 года) о предстоящем жестоком испытании,  полагая, что просто заболело горло  из-за нарушения  смыкания голосовых связок, меж тем как положение ее куда как  серьезнее… Так начинаются первые кадры документального фильма “Альфия Авзалова”, премьера которого состоялась на днях в казанском кинотеатре “Мир”. Один из создателей его, народный писатель Татарстана Рабит Батулла, на встрече со зрителями после демонстрации  рассказал, как родился этот фильм:

– Мы с Альфией-ханум  долгие годы были соседями по дому,  дверь в дверь, дружили семьями душа в душу. Когда в конце 1996 года неожиданно пропал у нее голос из-за болезни, мне пришла такая простая, но пронзительная  мысль: все мы смертны, однако  часто живем  только текущим  днем, не задумываясь о будущем, о тех, кто будет жить после нас.  Не потому ли нет  сегодня живых документальных кадров о таких светочах татарской культуры, как, скажем,  Хади Такташ, Наки Исанбет,  запечатлевших их при жизни? Из этого же созвездия ярких талантов   и Альфия Авзалова, народная любимица, стоящая в одном ряду с Илхамом Шакировым, Фаридой Кудашевой, Рашитом Вагаповым. И эта простая мысль мне не давала уже покоя, я обзавелся видеокамерой и уговорил Альфию-ханум  записать на камеру и магнитофон  цикл ее воспоминаний о прожитом и пережитом. Так было положено начало  традиции  регулярно собираться   в составе  моих и ее близких и родных  за чаем, слушать пластинки с записями певицы и расспрашивать ее об истории рождения той или иной песни,  о памятных событиях жизни. Встречи наши продолжились и после возвращения Альфии-ханум из больницы, где ей пришлось пережить потрясение от  первоначального  “приговора” о том, что ей осталось жить не более трех месяцев. Ей удалосьҗ  одолеть благодаря своему неукротимому духу жизнелюбия,  при  поддержке друзей, истинных   почитателей ее таланта страшную болезнь, чему все мы были несказанно рады. В результате  накопился большой видео- и звуковой материал, который  мог стать основой для фильма. Требовался продюсер и режиссер, и я нашел единомышленника и союзника в лице Энвера Габдрахманова, основателя частной студии “Тан”. У него в творческом багаже уже есть  несколько документальных фильмов, в том числе о нашем татарском поэте Фанисе Яруллине. Вот вместе с ним  мы – я как автор сценария и режиссер, он в дополнение еще и как оператор – и сотворили с любовью фильм, который представили сегодня на ваш суд. Хотелось бы услышать ваше мнение о нем.

Участники обсуждения, а  зал, несмотря на татарский язык фильма,  заполнили представители не только татарской, но и русской интеллигенции города, в целом тепло приняли фильм и единодушно высказались за тиражирование его с тем, чтобы картину смогли увидеть и телезрители, и  зрители в местах проживания многочисленной татарской диаспоры в России и за рубежом.

Авторы раскрывают творческий и жизненный путь прославленной певицы посредством  взаимосвязанных эпизодов-новелл, о содержании которых говорят уже сами  их названия: “Мон каян  килэ?” (“Откуда приходит мон?”), “Ятимэ” (“Сирота”),  “Авырудан сон” (“После болезни”), “Еракай” (уменьшительно-ласкательное имя сестры мамы, приютившей племянницу-сироту), “Шахта” (название одной из популярных песен),  “Беренче концерт” (первый публичный концерт  после выздоровления), “Алмаш” (о певческой смене, выявляемой  на конкурсах имени Авзаловой) и другие.

Альфие Авзаловой посвящено немало вдохновенных строк поэтов, восхищенных ее талантом.  Из множества я выделил бы   прежде всего  строки Хасана Туфана, в которых отражена, по-моему,  суть секрета успеха певицы и которые в переводе могут звучать так:

Красавицей тебя не назовешь,

той, что не обойти никак

вниманием.

Но – чудо! – только запоешь,

Так вся лучишься обаянием!

Это природное обаяние счастливо дополняет такой врожденный дар певицы, как владение моном – явлением емким, многранным, одну из граней которого можно перевести как “грусть, печаль”. Сама Альфия-ханум говорит, что любовь к мелодии, дар петь, очаровывая сердца слушателей, даны ей Всевышним в награду за горькое сиротство с пяти лет детства, голод и холод детдомовской поры, слезы отчаяния и одновременно неукротимую волю “выбиться в люди”, найти свое место под солнцем. Сдержанно, с чувством   достоинства и врожденного юмора  повествует певица, как по совету  взрослых семнадцатилетней приплыла, прячась от контролеров из-за неимения билета, на пароходе в Казань, как в первый раз перешагнула порог филармонии, как на первый  гонорар  от концертных гастролей купила  первое приличное платье… С искренней признательностью она называет имена людей, кто помог ей на том или ином отрезке жизни, и убежденно говорит, что добрых людей ей встретилось гораздо больше, нежели недобрых.

Она и сегодня, наперекор  всем болезням и возрасту, на сцене (без малого уже шестьдесят лет!),  ибо божий дар – голос – по-прежнему при ней, как и любовь тысяч и тысяч  благодарных слушателей и зрителей, проживающих в самых разных концах нашей большой страны. Большинство из нас знали  певицу до сих пор   лишь по  ее сценическому, “парадному” образу. Фильм же “Альфия Авзалова” показывает ее как человека, близкого и понятного нам, доверительно делящегося с нами  своими  сомнениями, горестями  и радостями. За что и скажем спасибо его создателям!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще