Погибнуть, не ведая счастья

В День народного единства, 4 ноября, выходит в широкий прокат первый культурный проект Союзного государства России и Белоруссии, фильм режиссера Александра Котта “Брестская крепость”.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

На экраны страны выходит “Брестская крепость”

В День народного единства, 4 ноября, выходит в широкий прокат первый культурный проект Союзного государства России и Белоруссии, фильм режиссера Александра Котта “Брестская крепость”. Корреспондент “РТ” присутствовал на предварительном показе фильма в Минске, организованном для российских журналистов – участников традиционного осеннего пресс-тура по Беларуси.

Если быть совсем точным, премьера фильма состоялась 22 июня нынешнего года в 4 часа утра у Тереспольских ворот Брестской крепости, что приняли на себя первый удар врага. Коллеги, которым посчастливилось стать очевидцами того показа, рассказывали, что просмотр картины холодной июньской ночью в аутентичных условиях произвел на них громадное впечатление – для иллюзии подлинного присутствия на месте событий не хватало только реального самолетного гула над головой да трясущейся от взрывов земли…

Но, заметим, даже и в тепличной обстановке минского кинотеатра “Центральный”, где фильм показали уже широкому кругу представителей российской региональной прессы, картина смотрелась, что называется, на нерве. Возможно, еще и потому, что построена она по тем же принципам, что и старые добрые советские фильмы о войне, на которых выросло старшее и среднее поколение россиян (а именно таковые составляли большинство участников пресс-тура). Не зря говорил автор “Звездных войн” Джордж Лукас: “Не бойтесь клише, они стали клише, потому что они работают”. Вот и нехитрая, неплохо знакомая любителям отечественного кинематографа завязка сюжета в духе “завтра была война” заставляет зрителя с напряженным вниманием всматриваться в мирные лица обитателей Брестской крепости, которые 21 июня 1941 года отдыхают, гуляют в парке, танцуют, фотографируются семьями… “Войны не будет”, – пишет в письме родным полковой комиссар Ефим Фомин (Павел Деревянко). Хотя в это же время комполка Петр Гаврилов (Александр Коршунов) пытается убедить особиста, упрекающего его в паникерстве, что нельзя оставлять гарнизон в крепости – в случае нападения немцев люди просто окажутся запертыми в каменном мешке… А мы-то уже знаем, что война будет, и что Гаврилов (уроженец Татарстана, это именно в честь него названа улица в Ново-Савиновском районе Казани) окажется прав…

Драматизма добавляет и то, что все события, происходящие в крепости, мы видим глазами ребенка, воспитанника музыкального взвода Саши Акимова (Алеша Копашов). Влюбленный в девочку Аню, дочь начальника 9-й погранзаставы лейтенанта Кижеватова (Андрей Мерзликин), Сашка приглашает ее на ночную рыбалку на реке Буг. Но в 4 часа утра взрывы обрывают это их первое (и последнее) романтическое свидание, и двое детей теряются в ужасной неразберихе первых минут войны, а потом ищут друг друга в осажденной цитадели и находят, чтобы расстаться окончательно – Аня вместе с женщинами и другими детьми выходит из крепости, чтобы сдаться в плен, а Сашка, пошедший было вместе с ней, сбежит по дороге и вернется в крепость, чтобы до последнего оставаться рядом с ее защитниками. Именно блуждания маленького музыканта по воюющей крепости становятся связующим звеном сюжета, он передвигается через три основных очага сопротивления врагу, которыми руководят главные герои – Гаврилов, Кижеватов и Фомин, и видит, с каким беспримерным мужеством сражается и погибает обреченный гарнизон. А в финале фильма постаревший уже Акимов приводит к руинам крепости своего внука и вспоминает всех, кого потерял здесь…

Как рассказал на показе в Минске автор идеи и генеральный продюсер проекта Игорь Угольников, создатели картины старались максимально соответствовать исторической правде. Тем не менее в некоторых эпизодах они этой правдой таки погрешили ради киношной “красивости”. Скажем, ту самую фотокарточку, на которой Кижеватова с семьей запечатлел гарнизонный фотограф 21 июня, смертельно раненный лейтенант достает из нагрудного кармана, чтобы проститься с родными лицами, хотя снимали его явно не на полароид и фотографию вряд ли бы успели напечатать до рассвета 22 июня. Или взятый в плен Фомин, которого в реальной жизни выдал предатель, сам подходит к немецкому офицеру – “я комиссар, коммунист, еврей”. Не исключаю, что такие “неправдошные” эпизоды, как и излишняя пафосность отдельных сцен (опять же – наследие советского военного кинематографа), заставят молодых зрителей скептически ухмыльнуться . Зато их не сможет не восхитить шикарная компьютерная графика, не уступающая, пожалуй, голливудской – батальные сцены в фильме, в особен-ности падение огромной бомбы, просто ошеломляют. Как и постепенное визуальное превращение крепости из мощного укрепстроения в почти руины. Ну а пронзительной финальной точкой картины совершенно неожиданно стала песня… Леонида Агутина, которую он написал специально для “Брестской крепости”. Нежная колыбельная с припевом “Не позволь мне погибнуть, не ведая счастья” – как будто тихий непафосный реквием по тем, кто все-таки до счастья не дожил.

Игорь Угольников, который сегодня является председателем Телерадиовещательной организации Союзного государства, признался, что, как и у этого союза, у картины изначально складывалась нелегкая судьба. Выделенных из бюджета Союзного государства 225 миллионов российских рублей съемочной группе не хватило, и лишь в последний момент картина получила еще 28 миллионов, что и позволило завершить съемки к 22 июня. Когда речь идет о столь масштабном патриотическом проекте, рассуждать о том, окупятся ли эти деньги в прокате, вроде как неуместно, но создатели картины надеются все же, что зритель, соскучившийся по хорошему кино, на “Брестскую крепость” пойдет. И дело не только в кассовых сборах. “Нам важно, чтобы фильм дошел до зрителя, особенно молодого”, – говорит Угольников. Не случайно и полномасштабную премьеру приурочили не только к Дню народного единства, но и к большому осеннему уик-энду. У детей каникулы, у взрослых выходные, а значит, есть повод

вместе сходить в кино.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще