То, что на экраны кинотеатров Казани в минувший четверг вышел фильм режиссера Алексея Федорченко “Овсянки”, можно считать небольшим чудом. Фестивальное кино в столице Татарстана кинопрокатчики не жалуют из-за маленькой прибыли, а массовый зритель обходит стороной, отдавая предпочтение раскрученным блокбастерам.
Об “Овсянках”, снятых по произведению нашего земляка, в России заговорили задолго до его официального проката. А именно после того, как он стал призером 67-го Венецианского кинофестиваля и был высоко оценен многими зарубежными кинокритиками. История двух представителей малочисленного народа мери, жившего когда-то в северном Поволжье, заставила удивиться не только критиков, но и зрителей.
Герои фильма, друзья и коллеги, отправляются на похороны жены одного из них, взяв с собой в клетке двух птичек-овсянок. По дороге они размышляют о жизни, любви, вспоминают обычаи и обряды своего народа. Вообще тема сохранения обычаев проходит лейтмотивом через все экранное повествование. Традиции народа исчезают вместе с умершими людьми, и так обрывается преемственность поколений.
Следует отметить, что это своеобразный фильм, понятный далеко не каждому кинолюбителю. “Овсянки” можно назвать картиной из области “другое кино”, которая призвана передать зрителю мироощущение режиссера, заставить его с головой окунуться в своеобразную медитацию, ощутить тонкий психологизм экранного действа. Его невозможно просто посмотреть, а нужно прочувствовать на уровне эмоций. Это своеобразный разговор режиссера со своим зрителем, порой очень откровенный, о любви и непростых человеческих взаимоотношениях.
Особо следует выделить работу оператора Михаила Кричмана. Неторопливые съемки и затяжные крупные планы создают ощущение реальности происходящего на экране. Словно зритель сидит не в своем удобном кресле в кинотеатре, а на заднем сиденье машины, в которой едут главные герои.
Соседом “Овсянок” в кинопрокатных списках по иронии судьбы стал еще один фильм -участник Венецианского кинофестиваля. И хотя картина “Город воров” с Беном Аффлеком в качестве режиссера и исполнителя главной роли не получила заветной статуэтки, его премьера не осталась незамеченной поклонниками качественных криминальных драм.
В центре экранного повествования – история профессионального грабителя Дуга МакРэя. Его детство прошло в самом криминальном районе города. Мать-наркоманка покончила жизнь самоубийством, отец отбывает срок в тюрьме, а близкий друг такой же вор, как и он сам. После очередного ограбления Дуг знакомится с девушкой и начинает задумываться о том, что можно жить другой, честной жизнью. Но как это часто бывает, покончить со своим криминальным прошлым не так-то просто.
Те, кто ожидает от картины много крови и бандитских разборок, будут разочарованы. В этом фильме создатели целенаправленно сделали упор именно на драме и вывели на передний план героя, его чувства, сомнения и страхи. Это полностью сюжетное кино, которое нынче не часто удается встретить в кинотеатрах. И в данном случае сюжет присутствует здесь не как фон для различных спецэффектов – действие развивается таким образом, чтобы зритель смог увидеть все грани эмоций человека, который сталкивается с ситуацией выбора.
Особенность “Города воров” заключается в том, что он удачно сочетает в себе все “must have” качественной криминальной драмы. Это противостояние преступника и полицейского, любовный треугольник, тема семьи и дружбы, интрига, которая до финальных титров держит зрителей в напряжении, реалистичные диалоги, создающие особую атмосферу фильма, и речь героев, изобилующая воровским сленгом.
К чести Бена Аффлека с поставленными задачами он справился и как режиссер, и как актер. Его герою хочется верить, сопереживать, он, хотя находится по ту сторону закона, благодаря своим человеческим качествам все равно вызывает неподдельную симпатию зрителей. Из актеров второго плана можно выделить Ребекку Холл и Джереми Реннера, сыгравших девушку и друга главного героя. В итоге можно с уверенностью сказать, что первый полнометражный фильм Аффлека-режиссера удался на славу и приятно удивил поклонников жанра.
Тему выбора в нынешних кинопрокатных списках затрагивает еще одна картина, чья премьера в минувший четверг стала главным подарком для “обитателей” социальных сетей. История стремительного взлета самого молодого в мире мультимиллионера Марка Цукерберга, создателя одного из популярнейших сайтов в мире – Facebook, легла в основу фильма режиссера Дэвида Финчера “Социальная сеть”.
Это актуальная картина о современном поколении молодых людей, их жизни, которая наполовину проходит в Интернете, проблемах и способах самовыражения. Марк Цукерберг, в исполнении молодого актера Джесси Айзенберга, – талантливый студент-программист. Он не гоняется за деньгами, не стремится стать кумиром для окружающих, его мечта – реализовать проект, который бы перевел реальную жизнь молодежи в виртуальный мир. И его идея воплощается в реальность, принося ее автору богатство и славу. Однако какова цена такого успеха? Сделав выбор в пользу своей задумки, Марк теряет друзей и остается абсолютно один.
Однако биография молодого миллионера составляет лишь внешнюю оболочку работы Дэвида Финчера. А под ней открывается социальная драма, в которой режиссер размышляет о трансформации сознания современной молодежи. Отныне семейный статус в профайле становится куда важнее настоящих взаимоотношений, а популярная фраза “добавь меня в друзья” не имеет ничего общего с настоящей дружбой. В итоге все сводится к тому, что не люди управляют сетью, а сеть начинает управлять людьми. И этот процесс, который затягивает людей все глубже и глубже, порой ломая судьбы, на данном этапе развития интернет-технологий уже не в силах остановить даже те, кто его запустил.
Несмотря на серьезные темы, о которых размышляет режиссер в своей работе, фильм не кажется затянутым во многом благодаря тому, что экранное повествование ведется от лица нескольких участников событий. И когда все эти истории, словно мозаика, складываются воедино, перед зрителями встает картина, заставляющая задуматься о последствиях жизни в режиме on-line и о том, что, как гласит слоган картины, нельзя завести 500 миллионов друзей, не нажив ни одного врага.