С появлением Молодежного театра на Булаке многие в Казани вздохнули с облегчением: наконец-то появилась альтернативная площадка для творческого самовыражения и подлинных зрительских открытий. Надежду, что это не проект-однодневка, вселяло и то, что театр на Булаке возглавил человек, достаточно зрелый для того, чтобы удержать его на плаву, и довольно молодой, чтобы его развивать. Евгений Аладинский – выпускник Казанского театрального училища, одно время состоял в труппе театра им. Качалова, затем окончил режиссерский факультет Театрального института имени Бориса Щукина в Москве.
За полгода театр на Булаке представил публике около 20 спектаклей, и его создатели охвачены идеей расширения границ и реализации новых проектов. По мнению Евгения Аладинского, творческая молодежь, свободная от стереотипов мышления, смотрит гораздо дальше своих старших товарищей по ремеслу и способна выявлять новые формы театрального искусства, опираясь при этом на классические каноны. Вместе с тем худрук театра на Булаке категорически не приемлет понятие “лаборатория” в контексте театра.
– Лаборатория – это колбочки, опыты химические, – говорит
он. – К искусству это не имеет никакого отношения. Мы другим ремеслом занимаемся. Скорее всего, театр – это некое “пустое пространство”, как у Питера Брука. Любая площадка в городе, даже скамейка в парке, сама по себе театральна. Мы ничего не моделируем, не ставим опыты, а творим с актерами и режиссерами на свой страх и риск так, как мы чувствуем наше время. Основные критерии – актуальность, злободневность. Еще один ценз – направленность репертуара на зрителя, а не на режиссерские выдумки. Главное – чтобы нынешний зритель понимал, о чем идет речь в спектакле, сопереживал этому. Часто бывает, что спектакль не состоялся, потому что – нафталин. Вроде бы темы животрепещущие – любовь и страсть, но они “вчерашние”. Поэтому мы выступаем только за сегодняшнее звучание пьес. Единственное ограничение – на сцене не должно быть мата, который, я считаю, подрывает основы искусства театра.
Евгений Аладинский убежден в том, что основной аудиторией театра на Булаке должны быть школьники и студенты, потому что за годы перестройки и последующий период существования нашего общества в условиях выживания, когда во главу угла поставлены деньги, у молодежи “сбились настройки”, а любовь как понятие вообще исчезла… Но с еще большим изумлением он наблюдает за работой молодых коллег, студентов: откуда у них такая страсть к театру?
– Казалось бы, “А зори здесь тихие” – что они в этом материале нашли для себя? Я задавался этим вопросом до того момента, пока не увидел студенческий спектакль в постановке педагога Вероники Пичугиной. Я ожидал, что, скорее всего, будет некая иллюстрация. Ничего подобного! Зал в слезах после каждого спектакля…
– Значит, театр на Булаке – альтернатива ТЮЗу?
– Нет, ни в коем случае! У нас скорее сотрудничество. Мы должны вести диалог, в том числе и непосредственно на сцене. Это и происходит в театре на Булаке.
– Какие премьеры заявлены в вашей ноябрьской афише?
– Театр “Сдвиг по фазе” (руководитель – Михаил Галицкий) готовит комедию по пьесе Сергея Лобозерова “Маленький спектакль на лоне природы”. Кроме того, актриса казанского ТЮЗа Юлия Захарова ставит комедию Марка Камолетти “Играем в дружную семью”. Это одна из самых смешных и кассовых современных пьес на злобу дня. О том, как наше общество погрязло в любовных треугольниках. В спектакле будут заняты артисты и русского, и татарского ТЮЗов.
Вообще, здесь не принято выяснять у создателей детали будущей постановки. Это своего рода акт творческого доверия к партнерам, а главным отборщиком является зритель. Именно он решает, достоин ли спектакль продолжать свое сценическое существование.
Изюминкой следующего сезона обещает стать международный проект на базе Молодежного театра на Булаке с участием известного шотландского драматурга Никола Маккартни (театр “Треверс”). Его проект Class Act уже на протяжении 14 лет реализуется в Шотландии, а также в некоторых городах России. Под руководством профессиональных драматургов школьники пишут пьесы (на работу отводится 10 дней), а режиссеры и актеры профессионального театра их ставят и исполняют.
– Еще один проект возник по инициативе драматургов Вячеслава Дурненкова и Вадима Леванова, представителей движения “Новая драма”, – рассказывает Е.Аладинский. – Они были в нашем театре, влюбились в наш город и решили собрать российских драматургов и предложить им написать короткие пьесы о Казани на 5-6 страниц. Естественно, местные драматурги тоже будут вовлечены в этот проект.
В планах театра также подготовка новогодних представлений, проведение вечеров отдыха для творческой интеллигенции, где в формате “разговора по душам” будут обсуждаться актуальные темы современного искусства, организация творческих конкурсов для журналистов, художников, музыкантов и многое другое.
Айсылу ХАФИЗОВА.