В начале восьмидесятых годов в культурной жизни Нижнекамска произошло яркое, ни на что не похожее событие. Это потом Юрий Юрасов на долгие годы замолчал, и только когда он, заместитель главного инженера центра автоматизации ОАО “Нижнекамскнефтехим”, два года назад решил закончить производственную карьеру, снова всерьез вернулся к старому увлечению.
Впрочем, “увлечение” – это, пожалуй, не совсем точное определение для того, что положило начало любопытнейшему синтезу дизайна, изобразительного искусства, инженерной мысли и еще чего-то такого, чем определяется направление в искусстве, получившее название “конструктивизм”.
Только определение с терминологией пришло гораздо позднее. Над ним молодой автор просто не задумывался, создавая свои многомерные композиции.
Первыми застывшую в золотистых переплетенных прихотливым образом нитях музыку увидели посетители открывшегося дискоцентра – культурного заведения, удачно совместившего функции развлечения, просвещения и воспитания. Нижнекамский дискоцентр на Школьном бульваре стал родоначальником молодежных клубов в Татарстане. Своей энергией и интеллектом его наделили организаторы Василий Игнатьев и Алексей Никифоров. Естественно, что утонченной атмосфере дискоцентра и его эстетике должно было соответствовать и оформление. Его-то и выполнил в 1983 году молодой инженер Юрий Юрасов, создав серию панно под названием “Застывшая музыка”. Горожане специально приходили сюда полюбоваться необычными произведениями. К сожалению, сегодня эти работы можно увидеть только на фотоснимках. Несколько поколений год от года молодеющих и все более беспечных посетителей дискоцентра элементарно привели их в негодность, буквально разобрав на части произведения, технологию создания которых инженер предусмотрительно защитил авторским свидетельством на изобретение.
Композиции, украсившие в 1985 году клуб делегации СССР на Московском фестивале молодежи и студентов и позднее выставленные в болгарском Пловдиве на Международной выставке молодых изобретателей, на родину попросту не вернулись. Юрасову остались благодарственные письма ЦК комсомола и единственная работа, которая хранится в его личной коллекции.
Ну, в общем жизнь складывалась так, что патент он отложил в долгий ящик, а на занятия творчеством у молодого инженера попросту не осталось времени.
Зато когда этого вечно дефицитного времени вдруг стало достаточно, Юрасов достал старые расчеты, эскизы и чертежи, отыскал фотопленки. Просмотрев архивы, Юрий без ложной скромности понял, что его идея создания объемно-пространственных многомерных композиций не только до сих пор сохранила самобытную свежесть, но и снова просится в полет. Больше того, покопавшись на досуге в специализированной литературе, он понял, что в свое время интуитивно вписался в направление конструктивизма и что его “Застывшая музыка” – из одной оперы с такими знаменитыми утилитарно-декоративными “родственниками”, как, ни много ни мало, Эйфелева башня в Париже и башня инженера Шухова в Москве на Шаболовке.
О своем невольном неведении Юрасов не жалеет, считая, что именно оно уберегло его в свое время от подражательства.
К Московскому фестивалю Юрий сделал триптих “Космос”, куда вдобавок внес и чеканные элементы. Так появились “Сын Земли” (не нужно ломать голову, чтобы догадаться, что работа была посвящена самому волнующему событию века и его самому романтичному герою Юрию Гагарину), “Золотая Галактика” – работа настолько сложная, что, по признанию автора, он затруднился бы ее сейчас повторить, а также “Звездные ветры”.
Из Москвы триптих переехал в Пловдив, где тоже удивил и восхитил посетителей советского павильона и специалистов. После закрытия выставки генеральный комиссар советской секции вручил звездный триптих, на создание которого ушло два года, в качестве подарка генеральному секретарю ЦК компартии Болгарии Тодору Живкову и генеральному директору Всемирной организации интеллектуальной собственности Алану Боггшу. Об этой чести Юрасова любезно известили письмом, выразив надежду, что в его лице комсомол и впредь будет иметь активного пропагандиста научно-технического творчества молодежи и ее славных дел…
Выставкой в Пловдиве закончился короткий, но емкий этап его жизни, в чем не последнюю роль сыграла вежливая бесцеремонность комсомольских функционеров.
Итак, к творчеству инженер Юрасов вернулся уже в век новых технологий. Но тем интереснее смотрятся в этот компьютерный век работы, при создании которых автор ни на одном этапе не прибегает к помощи компьютерной графики, предпочитая “ручную” работу, реализуя в своих композициях принципы 3D, которые можно не только увидеть без всяких очков, но и буквально пощупать руками.
Творить заново Юрасов принялся так же азартно, как и двадцать пять лет назад. Но пошел гораздо дальше.
Изобретенную технологию он попытался перенести в масштабные проекты, предложив построить на основе легких, парящих конструкций крыши спортивных и других крупных сооружений. Сделанные расчеты подтвердили их надежность и дешевизну. Согласились с этим и авторитетные специалисты в области строительства и архитектуры. В результате Юрий Юрасов дерзнул показать свою идею организаторам Универсиады в Казани.
К очевидным преимуществам надежных и прочных недорогих конструкций, которые успешно можно использовать как временные, специалисты проявили интерес. Не без внимания отнеслись они и к декоративным возможностям композиций. Так что не исключено, что новыми творениями конструктивиста Юрасова будут любоваться гости Всемирных студенческих игр.
У промышленного воплощения идеи более сложный и долгий путь. Но и его конструктивист из Нижнекамска надеется преодолеть. И тогда причудливые на вид крыши накроют любые пространства, требующие защиты: павильоны на ярмарках, народных гуляньях, спортивные площадки, арены цирка, прогулочные и торговые галереи. Доказать жизнеспособность своей идеи Юрасов готов для начала на строительстве остановочных павильонов, да хоть на дачных беседках! Был бы заинтересованный в эксперименте заказчик. Ажурная конструкция из тонких, но прочных тросов, накрытая сверху прозрачным тентовым материалом, своей оригинальностью и прочностью готова бросить вызов многим кровлям, выполненным по традиционным технологиям.
Специалисты Архитектурно-строительного университета, ознакомившись с документами, материалами, чертежами Юрасова, удивились: “Да их тут у вас не на одну диссертацию!”. Писать диссертацию Юрий не собирается. Его желания скромнее: он мечтает просто увидеть свое изобретение вживую.