Главный приз для “Бибинур”

Шесть лет назад, когда Казанский фестиваль мусульманского кино только нарождался, мы и сами, пожалуй, не догадывались, какого джинна выпустили из бутылки.

Автор статьи: Ольга СТРЕЛЬНИКОВА

information_items_1347369088

В Казани завершился VI Международный фестиваль мусульманского кино

Шесть лет назад, когда Казанский фестиваль мусульманского кино только нарождался, мы и сами, пожалуй, не догадывались, какого джинна выпустили из бутылки. Хотя уже тогда выяснилось, что мусульманское кино – термин, вызвавший самые острые дис-куссии в кулуарах фестиваля, – вовсе не является прерогативой кинематографистов, исповедующих ислам.
Но через год-два стало очевидно: фильмы, проблематика и киноязык которых соответствуют “ментальности” фестиваля мусульманского кино, снимают везде: в Америке, Западной и Восточной Европе, Австралии… А нынче мы окончательно убедились, что каждый художник под мусульманским кино понимает что-то свое. И это, наверное, правильно. Главное, чтобы киноповествование не только радовало глаз “восточной картинкой”, но воспринималось как высказывание, послание человечеству, преисполненное боли и любви.
Еще один парадокс заключался в том, что фестиваль мусульманского кино получил прописку в республике, по сути, не имеющей собственной киноиндустрии. Тогда, шесть лет назад, хватило бы пальцев одной руки, чтобы перечислить все фильмы, представляющие татарский национальный кинематограф. В этом году только в конкурсной программе КМФМК участвовало девять татарстанских кинолент, и самое радостное, что одна из них – фильм “Бибинур” режиссера Юрия Фетинга – впервые в истории казанского киносмотра одержала победу в номинации “Полнометражное игровое кино” и получила главный приз фестиваля. Напомним, что фильм снят по произведениям Аяза Гилязова “Три аршина земли” и “В пятницу вечером” (одним из авторов сценария выступил сын писателя – драматург Мансур Гилязов). Больше того, исполнительница главной роли в этом фильме – актриса Камаловского театра, народная артистка Татарстана Фирдаус Ахтямова стала обладательницей приза “Лучшая женская роль”. Ее героиня, бабушка Бибинур, видит вещий сон о том, что уже в ближайшую пятницу ей придется покинуть этот мир и за оставшееся время она должна раздать долги и приготовиться к встрече с вечностью…
 “У казанского кинофорума есть своя ниша”, – отметил на встрече с журналистами почетный гость VI КМФМК, известный российский киновед Кирилл Разлогов. По его словам, фестиваль мусульманского кино интересен современному зрителю именно оригинальностью своей концепции, и в Казани есть все условия для того, чтобы этот проект развивался.

О том же свидетельствовали переполненные залы на конкурсных просмотрах в кинотеатре “Родина”. В целом же

фестивальные программы каждый день собирали от четырех до шести тысяч зрителей. И это тоже своеобразный рекорд нынешнего фестиваля. К широкой географии участников КМФМК мы уже привыкли, но для кинематографистов важно быть услышанными не только членами жюри, но и простыми зрителями.

Кстати, о жюри. В этом году его работу возглавлял известный казахский актер Ментай Утепбергенов. В состав жюри также вошли писатель и сценарист Мауро Мартино (Италия), кинозвезда Болливуда Гуль Кират Панаг, иранский режиссер Шахрияр Бахрани, кинодокументалист Анна Бройновски (Австралия), режиссер Ассаад Таха (Объединенные Арабские Эмираты), актер, режиссер и продюсер Юксель Аксу (Турция), мастер российского анимационного кино Иван Максимов и продюсер Михаил Михайлов (Татарстан).

По традиции в рамках фестиваля прошли творческие дискуссии и мастер-классы известных деятелей кино. Со студентами Казанского университета культуры и искусства нынче встречались актер Вениамин Смехов, киновед Кирилл Разлогов, режиссер Сергей Соловьев. К почетным гостям кинофорума вообще было приковано особое внимание. Тем более что ближе к церемонии закрытия фестиваля Казань накрыла новая звездная волна. Приехали неподражаемый Александр Филиппенко, стремительно набирающий популярность Максим Аверин (звезда телесериала “Глухарь” был одним из ведущих заключительной церемонии) и иже с ними. Ну а Голливуд на этот раз представлял лауреат “Оскара” элегантный и интеллигентный Эдриан Броуди, мировую известность которому принесла главная роль в фильме Романа Полански “Пианист”. В общении с журналистами свой интерес к фестивалю мусульманского кино Броуди объяснил так: “Сила киноискусства в его разнообразии, возможности прикоснуться к разным культурам. С этого и начинаются толерантность, веротерпимость”. Любопытно также было узнать, что американский киноактер сочиняет музыку, знаком с системой Станиславского и мечтает сыграть в кино Григория Распутина. А на заключительной церемонии именно Эдриан Броуди вручил замечательной татарской актрисе Фирдаус Ахтямовой приз за лучшую женскую роль.

Египетская кинозвезда Ильхам Шахин, в свою очередь, озвучила на церемонии имя обладателя приза за лучшую мужскую роль. Им стал Бахадыр Болтаев, исполнитель главной роли в российском фильме “Гастарбайтер”.

Традиционно не остались без наград иранские кинематографисты. Ферейдун Хассанпур, чей фильм о любви под названием “Свой путь” отмечен жюри за лучшую режиссуру, получил свою статуэтку из рук российского коллеги Сергея Соловьева, перед этим поделившегося грустными размышлениями о “закате” режиссерской профессии, в которую все реже приходят яркие личности.

Началась же торжественная церемония награждения с вручения специального приза международной организации ТЮРКСОЙ почетным гостям фестиваля – известным кинорежиссерам Али Хамраеву и Болатбеку Шамшиеву, внесшим выдающийся вклад в киноискусство тюркского мира. К слову, и тот и другой в разные годы возглавляли жюри КМФМК.

В номинации полнометражного игрового кино наградами также отмечены башкирская лента “Ловец ветра” (за лучший киносценарий) и операторская работа Георгия Беридзе в фильме “Семья” (Казахстан, Германия, Россия, Франция).

Приз за лучший документальный фильм взял “Американский джихадист” (США), а в конкурсе “короткого метра” победителями стали игровой фильм “Светло-красный” (Египет) и документальная лента “Женщины в борьбе” (Палестина).

Впервые после долгого перерыва в конкурсном показе участвовали анимационные ленты, и главный приз в этой номинации уедет в Сирию (“Жасминовые птицы”, реж. Сулафа Хиджази).

Призом зрительских симпатий нынче отмечены два фильма – “Меня зовут Кхан” (Индия) и “Один-ноль” (Египет). От гильдии киноведов и кинокритиков России награды получили Ясмин Чуикх (Алжир) за яркую этнографию, талантливо переданную современным киноязыком в фильме “Джинн”, и Лина Асадуллина (Татарстан) за деликатное воплощение любовных чувств средствами кино (короткометражный фильм “Между слов”).

В завершение церемонии состоялось вручение специального приза Президента Татарстана “За гуманизм в киноискусстве” индийскому режиссеру Саураву Саранджи. С этой почетной миссией на сцену в окружении юных артистов вышли заместитель Премьер-министра – министр культуры Зиля Валеева и мэтр российского театра и кино Олег Табаков (по счастливому стечению обстоятельств закрытие кинофестиваля совпало с началом гастролей в Казани Московского Художественного театра).

Прежде чем объявить о закрытии VI Казанского международного фестиваля мусульманского кино, председатель оргкомитета КМФМК Зиля Валеева еще раз напомнила наиболее яркие его моменты и тепло поблагодарила всех участников и гостей кинофорума.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще