В номинации представлены…

В первый конкурсный день VI Казанского международного фестиваля мусульманского кино зрители и жюри имели возможность увидеть и оценить 18 фильмов, а также встретиться с их создателями.

В первый конкурсный день VI Казанского международного фестиваля мусульманского кино зрители и жюри имели возможность увидеть и оценить 18 фильмов, а также встретиться с их создателями.

В трех залах кинотеатра “Родина” фильмы демонстрировались с десяти утра и до позднего вечера с десятиминутными перерывами, а переполненные залы свидетельствовали о неподдельном интересе зрителей к фестивалю.

В номинации “Игровое кино” был представлен фильм “Гастарбайтер” российско-узбекского производства, который многих задел за живое. Режиссер Юсуп Разыков на примере личной трагедии главного героя – старика, который в поисках пропавшего внука приезжает в Подмосковье, в те места, где когда-то воевал – раскрывает драму выходцев из разных уголков постсоветского пространства. В России их сегодня не ждут, а жить в родных местах часто просто невыносимо… Особую пронзительность фильму придает операторская работа Михаила Искандарова. Камера в постоянном движении, при этом создается ощущение, что она дрожит в руках оператора. В июне нынешнего года фильм “Гастарбайтер” участвовал в основной программе “Кинотавра” и вызвал в основном положительные отзывы.

В пресс-конференции, которая состоялась после просмотра фильма, приняли участие исполнительный продюсер Артур Хабаров и исполнительница одной из главных ролей  Дарья Горшкалева. Как выяснилось, это ее первая большая роль в кино. По словам актрисы, хотя ее героиня и вынуждена зарабатывать на жизнь “первой древнейшей”, она играла не профессию, а судьбу, видя в своей героине что-то от Марии Магдалены.

Еще один фильм в этой же номинации был представлен Великобританией. В захватывающей драме “Стрелять без предупреждения” режиссер Джаг Мундра поднимает животрепещущую тему международного терроризма, ставшего причиной резко поменявшегося отношения к мусульманам в Европе. Главный герой фильма – офицер лондонской полиции мусульманин Тарик Али, которому поручено расследовать обстоятельства убийства полицейским предполагаемого террориста, как оказалось, ни в чем не повинного человека. С одной стороны, Али испытывает давление и недоверие со стороны коллег-полицейских, с другой – друзей-мусульман… Как сказано в пресс-релизе фильма, “это вымышленная история, основанная на приказе лондонской полиции стрелять в подозреваемых террористов после событий 7 июля 2005 года, когда бомбили Лондон”.

Кроме того, в номинации “Игровое кино” 16 сентября были показаны фильмы “40-я дверь” Эльчина Мусаоглу (Азербайд-жан), “Американский Восток” Хишама Иссави (США). Вне конкурса представлен игровой фильм “Желтый Дом” Амора Хаккара (Алжир).

Программа короткометражных фильмов вызвала особый интерес казанской публики. Тем более что в десятку претендентов на награду в этой номинации входит и новая лента казанского режиссера Ильдара Ягафарова “Брелок”, которая открыла конкурсный показ. В зале яблоку негде было упасть. Зрители не только сидели на ступеньках, но и стояли практически перед экраном.

Картина повествует о детстве успешного бизнесмена Марата, который рос без отца и терпел притеснения со стороны сверстников. Единственная встреча с отцом произошла, когда мальчику было всего девять лет. Тогда Марат получил от него на память брелок в виде олимпийского мишки – символа Олимпиады 1980 года.

По словам режиссера, сценарий фильма переписывался несколько раз. Так как действие картины происходит в восьмидесятые годы и в наши дни, изначально была задумка снять всю историю с использованием олимпийской символики и тем самым провести параллель между двумя Олимпиадами – в Москве и Сочи. Однако из-за ограниченности времени от этой идеи решили отказаться, оставив лишь брелок в виде мишки. “Для меня в первую очередь было важно передать на экране эмоции человека, потерявшего отца, – рассказал журналистам Ильдар Ягафаров. – Я сам прошел через это и знаю, что чувствует мой герой, когда узнает о смерти своего родителя”.

“Брелок” – это житейская история, основанная на реальных событиях, которая поднимает проблему утраты своих корней и отчуждения людей в современном мире. По своей тематике она перекликается с конкурсной работой из Бахрейна режиссера Мохаммада Рашида Бу-Али “Пустота”. В его картине пожилые супруги, находясь даже в одной комнате, живут обособленно и в душе далеки друг от друга. По словам режиссера, это история о потерях, душевной пустоте и одиночестве. “В процессе работы над этой картиной для меня было важно знать, что зритель поймет главную мысль фильма, – пояснил Мохаммад Рашид Бу-Али. – Кроме того, “Пустота” позволяет людям самим домыслить концовку этой истории. Кому-то может показаться, что в итоге в дверь дома все же постучали, а кто-то может решить, что в конце концов старики прекратят прислушиваться к шагам на улице”.

Сразу три автора в своих фильмах решили поразмышлять на тему отсутствия взаимопонимания между разными поколениями. Героиня картины “Светло-красный” египетского режиссера Мохаммеда Хаммада, девочка-подросток Шаимаа, живет со своей бабушкой и переживает сложный период взросления. Ей хочется чувствовать себя настоящей женщиной, носить модные вещи и красить ногти красным лаком. Однако бабушка не одобряет ее мечты и поступки, и внучке в конце концов приходится смириться с мнением старших.

А героиня алжирского фильма “Джин” (режиссер – Ясмин Чуикх), напротив, находит в себе силы сделать по-своему. Юная Амбер прислушивается к своему сердцу и поступает так, как считает нужным, и благодаря этому обретает свое счастье. По словам Ясмин Чуикх, особую атмосферу фильма создает игра исполнительницы главной роли Кадиджы Макаом, которая впервые оказалась перед объективом кинокамеры и не просто сыграла свою роль, а словно рассказала о себе, своих мыслях и чувствах.

Весьма своеобразно подошел к проблеме “отцов и детей” один из самых неординарных режиссеров Бангладеша Мостафа Сарвар Фаруки. В своей короткометражке “Стоп! Снято!”, беря микроинтервью у случайных прохожих, Фаруки показывает несхожесть взглядов молодежи и людей старшего поколения.

Одной из главных премьер VI КМФМК стала короткометражная лента режиссера Брюса Найбора “Путешествие в Мекку”, представляющая на фестивале Саудовскую Аравию и Марокко. Фильм повествует об известном путешественнике Ибн Батуте, который в 1325 году совершил хадж из Марокко в Мекку. В общей сложности Ибн Батута провел в путешествиях 29 лет и прошел 117 тысяч километров через Африку, Испанию, Индию, Китай и даже Россию. Особенность этого фильма заключается в том, что он создан для показа в кинотеатрах системы IMAX и благодаря визуальным эффектам отличается красотой и яркостью картинки. “Путешествие в Мекку” сочетает в себе воссозданную историю Ибн Батуты, похожую на восточную сказку, и современные съемки Мекки. Благодаря такому синтезу фильм интересен самой широкой аудитории.

В рамках внеконкурсной программы документального кино был представлен фильм председателя отборочной комиссии VI КМФМК Овидио Салазара “Посещение дома Бога”. По словам британского режиссера, судьба героя фильма – доктора Мартина Лингса (шейх Абу Бакр Сираж ад-Дин), который уже в зрелом возрасте принял ислам, в чем-то схожа с его собственной. “Я делал эту картину в течение двух лет. Думаю, мне помог Аллах – на съемки постоянно находились средства”, – рассказал режиссер. Напомним, что на I КМФМК фильм О.Салазара “Алхимик счастья” был удостоен приза “За вклад в дело исламского призыва”. По его мнению, качество фильмов, присылаемых на казанский кинофорум, с каждым годом только улучшается.

 

Анна КИЛЬЧЕВСКАЯ, “РТ”

Карина СААКЯН.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще