Федор ЛАВРОВ: Публика в Казани настороженная, но благодарная

В прохладные сентябрьские дни казанских театралов согрел первый за почти вековую историю приезд в столицу Татарстана Большого драматического театра имени Г.Товстоногова.

information_items_1347369086

В прохладные сентябрьские дни казанских театралов согрел первый за почти вековую историю приезд в столицу Татарстана Большого драматического театра имени Г.Товстоногова. Аншлаги во многом обусловлены поистине звездным составом: Светлана Крючкова, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили и молодые, но уже востребованные кинематографом Федор Лавров и Кирилл Жандаров.

Открылись гастроли на сценической площадке ТГАТ им. Г.Камала спектаклем “Васса Железнова” по первому варианту пьесы Максима Горького. “Это не тот Горький, к которому мы все привыкли. На мой взгляд, проблемы, которые он ставит в этой пьесе, приближают его к Островскому. И в наше время они очень актуальны”, – высказался на пресс-конференции Федор Лавров. Его Павел, хромой сын Вассы, стал одной из лучших актерских работ 2008 года и принес ему престижную театральную премию имени В.И.Стржельчика. По мнению жюри, он предстал как “артист думающий, эмоциональный, владеющий богатой палитрой душевных и пластических перевоплощений”. К слову, лауреатами независимой актерской премии, которая вручается ежегодно 31 января, на протяжении десяти лет среди прочих становились Михаил Боярский, Андрей Краско, Константин Хабенский, Михаил Пореченков.

Федору, сыну известного актера Малого драматического театра – Театра Европы Николая Григорьевича Лаврова, всего тридцать пять, он окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства в 1996 году и к настоящему моменту успел сыграть около двух десятков театральных и полусотни киноролей. Ему везло на режиссеров: Вениамин Фильштинский, Виктор Крамер, Геннадий Тростенецкий, Александр Сокуров, Алексей Герман (старший), Алексей Герман (младший), Николай Хомерики. С последним он прошелся по ковровой дорожке Каннского кинофестиваля как исполнитель главной роли в фильме “977” (конкурс “Особый взгляд”).

– О, это было потрясающе, – говорит актер. – Когда я шел по звездной дорожке в Каннах, включили мой саунд-трек к этому фильму! Это было несколько минут моей личной широкоформатной славы!

Широкоформатно одаренный Федор Лавров пишет музыку, радует публику хорошим вокалом в составе собственной группы “Чирвонцы” и не может жить без музыки, хотя считает, что это не “хлеб”, который можно поставить на конвейер, а способ бытия.

Бешеная энергетика, многоликость, постоянно трепещущий нерв – это то, чем награждает Федор Лавров даже случайного собеседника. При некотором внешнем сходстве он разительно отличается от своего отца. И по собственному признанию, никогда не стремился ему подражать, считая, что должен пробивать себе дорогу собственным талантом. А потому вплоть до третьего тура вступительных экзаменов никто из членов приемной комиссии не догадывался, что перед ними сын “того самого” Николая Лаврова.

– Актерская династия – это по большому счету хорошо, но только когда природа на детях не отдыхает, – шутит Федор. – Есть случаи, когда династия продолжается, а природа уже давно отдохнула. Мы психофизически с отцом разные. Он более основательный, у меня же направленность более невротическая, ртутное такое существование.

Первая роль Федора в кино – Кочет, главарь банды кирпичников в фильме “Американка” (1998) режиссера Дмитрия Месхиева – на какое-то время определила его дальнейшее киноамплуа “плохого парня”. Но Лавров относится к этому спокойно, объясняя это тем, что в тот период других персонажей в российском кино не было. Сейчас он старается отказываться от таких ролей в пользу более сложных и совершенно противоположных. В кинопроекте Егора Кончаловского “Москва, я люблю тебя”, который в этом сезоне вышел в кинопрокат, Федор снялся в новелле Ираклия Квирикадзе в роли интеллигентного банкира. Совершенно другой персонаж у Лаврова и в фильме “Явление Природы” Сергея Осипьяна (приз на “Кинотавре” за лучшую операторскую работу). Сейчас его утвердили в картине “Дубровский” на роль блаженного. И эти работы, как признается Федор, ему очень близки и интересны (возможно, поэтому так трогает даже искушенного зрителя его не самый положительный персонаж в классической постановке “Вассы Железновой”).

Универсальность и многоплановость – едва ли не базовые требования, которые предъявляют к современным артистам сегодняшние реалии. Эти качества, на мой взгляд, во многом определили успешность актера Федора Лаврова. Он жаден до ролей и никогда не позволит себе сидеть без дела, быть не в потоке. Ему близок девиз Наполеона: “Главное ввязаться в драку, а дальше посмотрим!” Сравнивая два поприща – театр и кино, – подвижный и быстрый Федор задумался. На вопрос, что ему ближе, ответил не сразу.

– Театр – это для меня лаборатория, где я могу копать, углубляться, искать, ставить над собой опыты. И могу в течение нескольких месяцев роль в себе выращивать. А в кино совсем по-другому. Ты пришел на площадку и должен сразу выдать результат. В этом смысле кино часто бывает проверкой на вшивость, хотя иногда бывает возможность поработать и поискать, но при достаточно сжатых сроках. Для актера всегда очень важно, чтобы был режиссер, который направит, заразит, за которым интересно идти. Очень многое я получаю от коллег-партнеров. Приглядываюсь, прислушиваюсь. Я даже у своих учеников чему-то учусь. Этот процесс бесконечен.

Федор, в отличие от театра, в котором сейчас служит, уже был в нашем городе и знает о жизни татарстанцев не понаслышке. Накануне тысячелетия Казани его пригласил сюда кинорежиссер Эдгар Бартенев на съемки своего фильма “Песня про самый дурацкий ветер”, который запустился на Казанской студии кинохроники. Эта притчевая история про странного человека, который коллекционирует звуки, увлекла питерского актера настолько, что он забыл о привычном комфорте и стойко выносил все тяготы съемочных дней в провинции.

– Во-первых, мне была интересна личность моего большого друга Эдгара Бартенева, его взгляд на этот материал, наши беседы. История, им придуманная, заставила меня отказаться от многих благ и войти именно в эту воду. Мы жили в деревнях, ездили по Поволжью. Были и в Мордовии, и в Удмуртии, и в Марий Эл. Я получил неизгладимое впечатление. Мое подлинное знакомство с большим кино было не у Сокурова и Германа, у которых к тому моменту уже снялся, а именно на этом проекте. Здесь я вкусил то самое жесткое мясо кино, которое сложно разжевать. Мы ткали это кинополотно вручную. Лично я своими руками собрал два музыкальных инструмента из того, что нашлось во дворах. Очень жалко, что этот материал, по слухам, осел где-то в недрах Казанской студии кинохроники. Он мог бы прозвучать…

Эта история, по-видимому, не была проходной и случайной в жизни актера – Федор до сих пор “коллекционирует звуки”. Как иллюстрация к этому – медные бубенцы в подарок друзьям и старинное чулпы (татарское национальное украшение для кос) для дочки, приобретенные в одном из антикварных магазинов Казани.

Отыграв в Казани два спектакля, Федор Лавров, не дожидаясь окончания гастролей, отправился в Карелию на съемки очередного фильма, унеся с собой загадочные старинные звуки “третьей культурной столицы” и пообещав вернуться.


Айсылу ХАФИЗОВА.
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще