От любви до ненависти

Когда под видом популярного проекта из категории “другое кино” зрителям подсовывают подделку, у них возникает ощущение, что их держат за дураков.

Автор статьи: Анна КИЛЬЧЕВСКАЯ

Когда под видом популярного проекта из категории “другое кино” зрителям подсовывают подделку, у них возникает ощущение, что их держат за дураков. Наглядный пример такого одурачивания – фильм “Москва, я люблю тебя”, вышедший на прошлой неделе на экраны кинотеатров страны.

Нынешний киноальманах, состоящий из восемнадцати самостоятельных историй, стал третьим по счету из серии картин, в которых именитые и талантливые режиссеры с помощью небольших новелл рассказывают истории жизни разных людей, которые любят, страдают, теряют надежду и вновь ее обретают. В 2006 году вышла первая картина под названием “Париж, я люблю тебя”, ставшая настоящим подарком ценителям “другого кино”. Двадцать режиссеров, среди которых братья Коэн, Том Тыквер, Жерар Депардье, Кристофер Дойл и многие другие мастера, в пятиминутных роликах рассказали о любви людей разных поколений и о своем отношении к самому романтичному городу мира.

Помню, как смотрела этот фильм в маленьком кинотеатре на Невском проспекте и поражалась необыкновенной лиричности, которой пронизан каждый кадр этой замечательной картины. Взаимоотношения слепого парня и начинающей актрисы, колыбельная матери над кроваткой ребенка, приключения забавной парочки мимов – каждая из восемнадцати историй из самого сердца Парижа по-своему уникальна и просто очаровывает зрителей своей нежностью, неторопливостью, а порой и экстравагантностью.

Как это часто бывает с подобными картинами, казанские кинопрокатчики, посчитав работу неприбыльной и предназначенной для узкого круга зрителей, отказались привозить ее в столицу Татарстана. Лишь спустя почти полгода после премьеры фильм скромно прошел в кинотеатре “Органик”, собрав полные залы людей, слышавших об этом фильме и мечтавших его увидеть.

А дальше, увидев огромный успех альманаха и восторженные отклики зрителей, просмотревших его, зарубежные и отечественные продюсеры смекнули, что можно вполне удачно воспользоваться уже имеющимся брендом и сделать деньги на подобных работах. В итоге в 2008 году на экраны мира вышел фильм “Нью-Йорк, я люблю тебя”, который по эмоциональности и экспрессии значительно уступал своему предшественнику, превратившись в тривиальную мелодраму. И вот сейчас появилась российская кинолента о признании в любви нашей столице.

Сказать, что отечественная работа получилась слабой, – не сказать ничего. Несмотря на обилие известных имен, картина получилась на удивление нелепой. Из восемнадцати зарисовок более-менее симпатичными можно назвать от силы три-четыре, остальные же представляют собой гремучую смесь “Ералаша”, “КВН” и “6 кадров”, приправленную бородатыми анекдотами. И если французский фильм до самых титров был пропитан романтической атмосферой Парижа, то в отечественной киноленте Москва осталась разве что только в названии фильма. Ну а за сцену с избиением предполагаемого любовника жены горячей сковородкой и наигранными метаниями Федора Бондарчука в роли горе-самоубийцы откровенно стыдно. Очень жаль, что замечательная идея киноновелл о человеческих судьбах, любви и переживаниях на фоне городских достопримечательностей стараниями отдельных шустриков превратилась в откровенный фарс.

Я верю, что российские режиссеры могли снять достойный ответ Парижу, тем более что грустные и трогательные мелодрамы близки по духу отечественному кинематографу, если бы в дело не вмешались денежные интересы и амбиции продюсеров проекта. Ведь они прекрасно понимали, что зрителей в кинозалы приведут теплые воспоминания о французском фильме и интерес к серии киноальманахов. Так и получилось – зрители остались в дураках. Сейчас на очереди “Шанхай, я люблю тебя”, и о том, каких результатов в этом проекте достигнут китайские коллеги, можно будет узнать в сентябре следующего года.

Однако, как показывают нынешние кинопрокатные списки, в которых от любви до ненависти всего одна строчка, халтурят не только российские режиссеры, но и их зарубежные коллеги, причем с мировыми именами. Речь на этот раз идет о Роберте Родригесе и его новом творении “Мачете”. Картину знаменитого режиссера нельзя назвать полностью провальной, но ощущение, что работал над ней Родригес левой ногой, все же есть.

Идея снять фильм о беспощадном мексиканце, бывшем федеральном агенте, который мстит своим обидчикам за убийство семьи и за травлю, организованную в отношении него самого, возникла в головах двух закадычных друзей – Родригеса и Тарантино, по их словам, еще в начале 90-х годов, да только до ее реализации ни у того, ни у другого как-то руки не доходили. В 2007 году во время работы над проектом “Грайнд-хаус”, состоящим из двух самостоятельных картин – “Планета страха” и “Доказательство смерти”, то ли в шутку, то ли всерьез голливудские режиссеры, известные своим особым чувством юмора, сняли трейлер не существующего на тот момент фильма и вставили в канву экранного повествования. Зрители шутки не поняли и стали с нетерпением ждать обещанную новинку. А раз поклонники ждут, пришлось начать съемки.

То, что в работе над “Мачете” Родригес явно халтурил, становится понятно с первых минут фильма. Непродуманный сценарий с явными сюжетными провалами, слабоватые диалоги и порой предсказуемые действия героев – все это, конечно же, разочаровывает зрителей, ожидающих от режиссера интересных сюжетных развязок на фоне качественного треша, снятого в неповторимой манере кровавых разборок, которые являются его визитной карточкой.

Крови, разборок, перестрелок и прочего “мочилова” в киноленте, что уж говорить, хватает, но все они так и остались на уровне “Планеты страха”, а хочется все-таки чего-то большего, чем одноглазые девушки с пулеметом в руках или святой отец, беспощадно убивающий бандитов. Многие поклонники подобных картин часто сравнивают творчество Тарантино и Родригеса, отмечая их тягу к кровавости и привычке искусственно состаривать свои работы, тем самым намекая на их исключительность и уникальность. Однако при всем при этом Тарантино, в отличие от своего друга, большое значение придает каждой детали экранного повествования и не забывает про своеобразную эстетику киноистории. Убийства убийствами, но смерть по Тарантино должна быть красивой, такой, как мы видим ее в замечательном фильме “Убить Билла”.

Родригес же льет без устали на экране бутафорскую кровь, вырывает органы и разбивает вдребезги черепа, особо не заморачиваясь деталями и уж тем более отвергая всяческую эстетику. И зря, ведь недаром нуарная (черная) экранизация комиксов “Город грехов” считается лучшей работой режиссера, а именно там он не пренебрегает всеми этими атрибутами качественного треш-триллера.

На фоне всех этих недостатков, наверное, главными достоинствами “Мачете” можно назвать уместное музыкальное оформление и актерскую игру. Звездый состав актеров является неотъемлемой частью любого творения Родригеса. И на этот раз режиссер не изменил своим традициям. Роль сурового Мачете – пожалуй, лучшее актерское перевоплощение Дэнни Трехо, которого зрители привыкли видеть лишь на втором плане. Как всегда безупречно справился со своей ролью Чич Марин: его образ святого отца придал фильму свою долю юмора. Находками нынешнего состава можно считать Роберта Де Ниро, который предстал перед зрителями в непривычном амплуа лживого и продажного сенатора, и хулиганки Линдси Лохан, чья репутация пьяницы и дебоширки удачно вписалась в характер ее экранной героини.

И хочется надеяться, что, приступая к своему следующему проекту, Роберт Родригес все же учтет недовольные комментарии своих поклонников и возьмется за дело с большей добросовестностью.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще