Новый филармонический сезон открылся музыкальным приношением итальянского органиста Андреа Бонифорти, выступившего в ГБКЗ им. С.Сайдашева с первым концертом из цикла “Органная карта Европы”.
Орган, считающийся по праву “королем инструментов”, имеет величественное и ни с чем не сравнимое звучание. Тот, кто хоть раз слушал органную музыку в живом исполнении, а не в записи, никогда не забудет ее потрясающую и одновременно завораживающую мощь и силу.
Каждый музыкант, исполняя произведение, вкладывает в него свое звучание. Ноты для всех одни, а окраску музыке исполнитель придает такую, как он сам ее ощущает. Например, первое исполненное А.Бонифорти произведение – две части из “Церковной мессы” французского композитора Франсуа Куперена (1668-1733 гг.) – создавало постоянное ощущение, что находишься в Средневековье, под высокими сводами готического собора с красочными витражами.
Несколько слов о самом музыканте. Лауреат международных конкурсов Андреа Бонифорти – уроженец Милана, проживающий ныне в Швейцарии. После окончания в 1992 году консерватории им.Доницетти в Бергамо музыкант выступает в нескольких ипостасях – как пианист, скрипач, органист и дирижер. В 1998 году Андреа Бонифорти стал лауреатом первой премии Международного конкурса органистов на Капри (Италия), а в 2001-м – обладателем третьей премии Международного конкурса органистов им. М.Таривердиева в Калининграде. Игру Андреа можно также услышать в церквях Женевы, где музыкант постоянно живет.
Ни один органный концерт, конечно, не обходится без произведений Баха. Бонифорти выбрал две хоральные прелюдии как дань уважения и любви Мастеру. Они напомнили знаменитые фильмы Андрея Тарковского, который часто использовал музыку ве-ликого композитора.
Своеобразный триптих – прелюдия, фуга и вариация французского композитора и органиста Сезара Франка (1822-1890) навеял романтические образы и ощущение полета. А вот трагический финал Четвертой симфонии Луи Вьерна (1870-1937), ученика и преемника традиций Франка, наоборот, вызывал тревожные чувства, так как был посвящен теме Первой мировой войны. Это сочинение “по плечу” только исполнителям-виртуозам.
Творчество итальянского органиста и композитора Марко Энрико Босси (1861-1925) было представлено рождественской темой; слушая эту музыку, можно живо вообразить сказочный новогодний сюжет.
Легкая, солнечная “Утренняя серенада шута” Мориса Равеля, навеянная мозаичным испанским фольклором и переложенная для органа Л. Рогом, учителем Андреа Бонифорти, воспринималась слушателями столь же легко и непринужденно.
В Сонате №2 немецкого композитора Пауля Хиндемита (1895-1963), подлинного новатора в музыке, были четко узнаваемы ритмы современного города со всеми сопутствующими ему шумами.
Андреа Бонифорти отличает ровная, спокойная, академичная манера исполнения. На вопрос, какие чувства он сам испытывает во время игры, музыкант ответил: “Удовольствие! И чувство, что я – дирижер огромного оркестра”.
Слушатели, пришедшие в этот сентябрьский вечер в БКЗ, тепло принимали итальянского органиста.
И в целом концертный сезон обещает быть интересным и насыщенным. Уже 29 сентября истинных меломанов ждет необычная встреча с титулярным органистом Ватикана Хуаном Параделем. А для юных и любознательных слушателей 14 ноября стартует музыкальный абонемент “Органная грамота от А до Я”, подготовленный творческой группой ГБКЗ им. С.Сайдашева совместно с Казанской государственной консерваторией им. Н.Жиганова.