Истинные кинолюбители согласятся со мной: более или менее заметные фильмы, выходящие на большом экране, можно разделить на два вида. К первому относятся картины, про которые говорят: “Я это уже где-то видел” или “Убийцей окажется садовник”. Предсказуемые, с красивой картинкой, одним словом, добротно сделанные и хорошо пропиаренные, но… пресные. А вот второй тип картин встречается гораздо реже. Это фильмы, после которых зрители выходят из зала удивленные, слегка ошарашенные и задумчивые.
Новая работа режиссера Кристофера Нолана “Начало”, стартовавшая в кинотеатрах на прошлой неделе, как раз является одной из таких редких картин, которые впечатляют оригинальностью своей идеи, меняют представления людей о возможностях кинематографа и заставляют переосмыслить свои взгляды на некоторые вещи. Такими в свое время были фантастическая кибер-трилогия “Матрица” и обладатель самых завораживающих спецэффектов “Аватар”.
Но начнем с “Начала”. Картина появилась на больших экранах страны как-то неожиданно. Не было тут ни раскрученной пиар-кампании, ни интригующих постеров, ни даже развернутых дискуссий в Интернете. Просто за несколько недель до начала проката, как это и положено, появился вполне традиционный трейлер с информацией о том, что картина снята создателем таких “монстров” киноиндустрии, как “Темный рыцарь”, “Престиж” и “Помни”.
По сюжету главный герой Дом Кобб – талантливый вор, лучший из лучших в этом криминальном искусстве: он крадет ценные секреты из глубин подсознания людей во время их сна, когда человеческий разум наиболее уязвим. Редкие способности Кобба сделали его ценным игроком в привычном к предательству мире промышленного шпионажа, но они же превратили его в извечного беглеца и лишили всего, что он когда-либо любил.
И вот у Кобба появляется шанс исправить ошибки. Его последнее дело может вернуть все назад, но для этого нужно совершить невозможное – инициацию. Вместо идеальной кражи Кобб и его команда спецов должны будут провернуть обратное. Теперь их задача – не украсть идею, а внедрить ее в сознание человека. Если у них получится, это и станет идеальным преступлением.
Оригинальный сценарий – вот главная ценность “Начала”. Экранная история настолько увлекает зрителя, что даже традиционные фишки многих голливудских фильмов, такие как компьютерная графика и сложные спецэффекты, которые призваны цеплять внимание зрителей, уходят на второй план. Кристофер Нолан не просто снял историю о снах и попытался заглянуть в самые темные уголки человеческого сознания, но и создал целый фильм-сон, в котором каждая деталь имеет свое значение в реальной жизни. Проснувшись утром, человек вспоминает обрывки своих сновидений, удивляется и, возможно, старается осмыслить значение увиденного. Так и зрители, посмотревшие работу Нолана, невольно задумываются о тех знаках, которые режиссер талантливо внедрил в экранное повествование.
Герои фильма выходят из состояния сна под песню Эдит Пиаф “Non, Je Ne Regrette Rien” не случайно. Во-первых, ее название переводится, как “Нет, я ни о чем не жалею” и является как бы своеобразным наставлением главному герою, жизнь которого рушится из-за чувства вины перед трагически погибшей женой и детьми, не имеющими возможности видеть своего отца. Во-вторых, актриса Марион Котийяр, сыгравшая ту самую жену Кобба, в 2007 году исполнила роль Эдит Пиаф во французской картине “Жизнь в розовом цвете”. Дальше – больше.
Помощница Дома, талантливая студентка-архитектор в исполнении актрисы Эллен Пейдж, получила имя Ариадны. Кто хорошо знаком с древнегреческими мифами, легко увидит в этом параллель с легендарной дочерью критского царя Миноса, которая дала клубок нитей Тесею и тем самым помогла ему выбраться живым из лабиринта Минотавра. В фильме Ариадна также помогает главному герою выбраться из лабиринта его собственных страхов и мучений.
Если говорить об актерском составе, то можно отметить, что все актеры идеально вписались в образы своих героев. Каждый из них не только раскрылся в полной мере, как отдельный персонаж, но и стал частью слаженной съемочной команды.
Отдельной похвалы, конечно же, заслуживает Леонардо Ди Каприо, который после таких фильмов, как “Отступники”, “Остров проклятых” и “Начало” уверенно завоевывает статус серьезного характерного актера. Харизматичный, играющий на грани срыва, он заставляет зрителей переживать за судьбу своего героя и искренне надеяться, что волчок в финальной сцене картины все-таки остановится. В итоге можно сказать, что задумка десятилетней давности, когда Нолана впервые посетила идея снять фильм о снах, оправдала себя на все сто процентов и подарила зрителям два с половиной часа незабываемого путешествия по лабиринту человеческого сознания.
Так уж совпало, что в нынешних кинопрокатных списках соседствуют сразу два представителя обоих обозначенных типов картин. И если “Начало” – яркий пример работы, поражающей зрительское воображение, то картину режиссера Филлипа Нойса “Солт”, вышедшую в минувший четверг, иначе как “мечтой всех попкорножевателей” не назовешь. По сюжету героиня Анжелины Джоли Эвелин Солт – сотрудница ЦРУ. Ей чудом удается избежать тюрьмы: собственное агентство выдвигает против нее необоснованные обвинения в том, что она работает на русскую разведку. Теперь Солт необходимо восстановить свое доброе имя.
Скажем честно, сценарий фильма – не самая сильная его часть, как, впрочем, и актерская работа. Скорее всего, красотка Джоли решила особо с ролью не мудрить и лишь вспомнила былые работы в подобных проектах. А уж играть суперагентку, которая в огне не горит и в воде не тонет, голливудской актрисе не привыкать. В итоге ни пули ее не берут, ни удары накаченных бугаев, ни взрывы. Кстати, именно то, “что ее не берет” на экране, и радует взгляд любителей подобных экшн-боевиков. Яркая картинка, динамичные съемки, добротные спецэффекты и хороший саунд-трек, который вполне успешно держит зрителей в напряжении, одним словом, стандартный набор супергероя.
В остальном примечателен этот фильм лишь тем, что Анжелина Джоли лично приехала на московскую премьеру картины, царственно прошла по ковровой дорожке в ярко-красном платье, надув и без того пухлые ярко-красные губы для фотосессии. Интересен еще и тот факт, что фильм про спецагентов вышел на большие экраны в самый разгар американо-русского шпионского скандала, то есть, что называется, попал в тему. Создается впечатление, что ушлые голливудские режиссеры даже из двусторонних отношений России и США могут сделать удачный пиар-ход. А значит, еще долго киноиндустрия Соединенных Штатов в надежде на очередной такой скандал будет выпускать типичные экшены, где русские шпионы с суровыми лицами бегают в лисьих шапках по заснеженной Москве, говорят с акцентом и непременно используют в своей речи слово “товарищ”. Оригинально? Это вы еще концовку не видели. Так что жуем попкорн и не отвлекаемся!