Завершившийся на днях в Казани первый международный театрально-образовательный форум “Науруз” собрал крупных специалистов из многих стран, озабоченных судьбой тюркоязычных театров. В их числе и видный театровед и театральный критик, профессор Российской академии театрального искусства (ГИТИС) Анна Анатольевна Степанова. Это не удивительно, ибо национальные театры Российской Федерации и ближнего зарубежья в сфере ее интересов уже давно. Сегодня профессор Степанова – единственный ученый и педагог, разработавшая и читающая спецкурс “История национальных театров Российской империи и Советского Союза”. А на форуме она вместе со своим молодым казанским коллегой Ниязом Игламовым вела семинар по театральной критике.
– Анна Анатольевна, чем объясняется такой интерес русского театроведа к национальному театру?
– Еще в советское время я много ездила по союзным республикам, в том числе тюркоязычным, и фестивалям национальных театров. И иногда при обсуждении того или иного спектакля слышала в свой адрес: “Ты нашей души понять не можешь. Ты другой крови”. Даже на нынешнем форуме однажды меня спросили: “Как вы можете анализировать татарский спектакль, что там можете понять?” Но вот мы разбираем увиденный накануне спектакль “Молодые сердца”, поставленный Фаридом Бикчантаевым, и я помогаю слушателям понять, что режиссер, в сущности, думал не о том, кто кого в этой пьесе любит, а о том, что происходило с татарским народом вчера, происходит сегодня и будет происходить завтра, и поверх простенького сюжета рассказал нам о том, как татарский народ обретает единение, силу и какой его молодежь выходит в сегодняшнюю жизнь. Именно к этому ведет режиссерская образная система, и спектакль благодаря ей обретает художественную целостность. А милая женщина, усомнившаяся в моем умении понять суть татарского спектакля, была удивлена услышанным и больше вопросов не задавала.
– В своем выступлении на пленарном заседании вы сказали, что национальные театры должны быть открыты тем изменениям, которые происходят в современном обществе, быть более мобильными, а для этого им необходимо как можно скорее изжить дурное наследство советских времен и сохранить тот драгоценный опыт, который был приобретен в те же годы. Интересно, что вы имеете в виду?
– Дурное наследие – это навязывание национальным театрам единой художественной системы русского психологического театра, невзирая на национальные корни. Уж если ставили Чехова, то это надо было делать так, как во МХАТе. То естъ был образец, и под него следовало подгонять все спектакли. А угнетали в те годы несвобода, табу на проблемы межнациональных отношений, на острые проблемы истории. Например, на репрессии. И потому в каждом национальном театре вынуждены были ставить спектакли о том, что якобы всегда было все хорошо. То есть врать. А это прямой путь к дисквалификации и упадку театра.
Что же касается драгоценного опыта советского театра, который полезно перенять театру национальному, то это все та же традиция русского психологического театра. Она много дала актерам, как и сама русская актерская школа, которую питала система Станиславского. Ее не случайно так чтут и изучают во всем театральном мире. Когда сохраняется связь с традициями и мы вольны брать то, что хотим, а не то, что нам диктуют и навязывают, это способствует творчеству. Но при этом нельзя игнорировать универсальные законы театра, их надо изучать и знать.
Образовательный форум открыл новые горизонты творческим людям. Представители разных национальных культур свободно искали, находили и брали то ценное, что может им дать движение вперед. Потому это огромное событие не только для Татарстана и тюркоязычного мира, но и на всем постсоветском театральном пространстве. Идея такого форума зародилась на прошлогоднем театральном фестивале “Науруз”. Мы тогда говорили о том, что надо помочь людям театра понять, что с ними происходит, побудить их задуматься и поискать какие-то новые пути. И форум дал ответы на вопросы, недоумения, претензии театральных критиков, предъявленные тогда ко многим театрам.
– На нынешнем форуме были, наверное, и другие моменты, которые надо закреплять и продолжать. Что вы можете об этом сказать?
– Вы знаете, мне понравился сам принцип учебного форума, потому что это не занудные курсы повышения квалификации. Ни в одной секции, я интересовалась, не было пустых разговоров, заумных теорий, не имеющих отношения к театральной практике. Я со своими слушателями тоже занималась чисто практическими вещами: разбором просмотренных спектаклей, технологией их анализа, то есть тем, что необходимо уметь делать каждому театральному критику. Такая направленность форума работает не на немедленный результат, а на внутренние изменения в творческих людях. И это очень важно. Ибо такая перемена стимулирует поиск в творческой работе. И форум эту задачу, как мне кажется, выполнил замечательно.
– На ваш взгляд, что еще можно сделать для большей эффективности форума?
– Необходимо расширить палитру обучающих программ, вести дневник фopума и размещать его материалы на сайте, чтобы каждый участник и те, кто не смог приехать в Казань, познакомились с работой всех секций. Надо активнее использовать Интернет. А также проводить мастер-классы, тренинги, драматургические семинары.
Конкурс “Новая татарская пьеса”, который ежегодно проводится в Татарстане, помогает искать и находить талантливых людей. Но хочется, чтобы в драматургию пришла молодежь, знающая, как работать над пьесой. А этому надо учить.
Когда два года назад я была в Казани на драматургическом семинаре, то прочла много пьес и убедилась, что многие авторы не знают элементарных вещей, а также в том, что все национальные драматурги пишут в технике и проблематике уважаемого классика татарского театра Туфана Миннуллина. Слов нет, его драматургия – национальное достояние, но она тем не менее уходит в историю. Рецепты драматургии, которые были хороши для 1970-х годов, не совпадают по технологии с сегодняшними ритмами нашей жизни, с тенденциями в мировой драматургии. И потому, сохраняя преемственность, и в национальной драматургии имеет смысл обновлять какие-то вещи.
– А как вы оцениваете состояние театральной критики?
– Критик – человек чужой для театра. Его все любят, если он хвалит, и терпеть не могут, если он высказывает недовольство. Но, понимаете, бессмысленная похвала театр развращает, а непрофессиональная ругань озлобляет и делает глухим к профессиональной критике. В советское время были замечательные театральные критики, но им не верили. Потому что те спектакли, которые были по-настоящему хороши, в то время хвалить было нельзя, а всевозможные “поднятые целины”, “малые земли”, производственные пьесы, не говоря уже о театральной “лениниане”, полагалось хвалить, даже если они были плохие.
И вот уже нет Советского Союза, но недоверие к театральной критике еще живо. Со временем оно пройдет, но для этого надо воспитывать критиков, чтобы они умели профессионально, правдиво и объективно оценивать состояние театра и спектакли, и особенно важно, чтобы у каждого национального театра были такие люди. Я очень рада, что в Татарстане такой критик нового поколения появился – это Нияз Игламов. Ибо, кроме талантливых режиссеров и актеров, театру нужна интеллектуальная энергия. Нияз такую энергию дает театру имени Камала. Мне кажется, что это очень важная инъекция. Ведь театр – это живой организм.
– Что вас радует сегодня в Татарском академическом театре и других театрах нашей республики?
– Замечательные актеры. Они очень темпераментные и эмоциональные. У них богатая психологическая палитра. Ценз татарских актеров очень высок. Мы гордимся Чулпан Хаматовой и Сергеем Шакуровым. Это уже общерос-сийское достояние.
– Думаю, что наши, казанские актеры, не хуже…
– Абсолютно с вами согласна. Например, Искандер Хайруллин. Он мог бы сделать честь любому театру. И, как мне сказали, его неоднократно приглашали в Москву, но он не поехал. Он камаловец, а труппа этого театра – собрание уникальных актерских индивидуальностей. Этот театр живет напряженной творческой жизнью, и ему нужен сильный собеседник в лице русского Качаловского театра. И чем лучше будет каждый из татарстанских театров, тем интересней и продуктивней пойдет диалог между ними.
Сегодня роль противовеса татарскому театру выполняет “Науруз”. На этом фестивале идет творческое состязание с другими тюркоязычными театрами и происходит взаимообогащение. Но теперь “Науруз” – это не только театральный фестиваль. С появлением образовательного форума он превращается в движение по обновлению тюркоязычных театров.