Белый джигит из Акъегет

В минувший вторник в концертном зале Татарской государственной филармонии имени Г.Тукая состоялся творческий вечер народного артиста Татарстана Усмана Альмеева, посвященный его 95-летию.

В минувший вторник в концертном зале Татарской государственной филармонии имени Г.Тукая состоялся творческий вечер народного артиста Татарстана Усмана Альмеева, посвященный его 95-летию. На вечере заместитель Премьер-министра – министр культуры Зиля Валеева тепло поздравила юбиляра и  вручила ему  Благодарственное письмо Премьер-министра РТ Ильдара Халикова.

Усман Альмеев – настоящая живая легенда. Слушая самого певца и читая его книгу “Годы и песни”, поражаешься тому калейдоскопу событий, непосредственным участником которых он был, а также обилию талантливых людей, с которыми его сводила творческая жизнь. Но прежде всего восхищает феноменальная память Усмана Гафиятовича, сохраняющая факты, имена, подробности событий, происходивших как в начале прошлого века, так и совсем недавно. Как много вместила его удивительная судьба!

Родился он в ауле, сохранившем свое историческое название с булгарских времен, – Акъегет (Белый джигит), ныне это Зеленодольский район. Очень поэтично, совсем по-тукаевски, описывает Усман-абы свои родные края: цветущие яблони и вишни, летнее разнотравье, три большие мечети… С особым трепетом вспоминает он о своей матери, которую потерял в пять лет, но она до сих пор ему снится! Возможно, именно это помогало ему в самые трудные моменты жизни. А еще – стихи, которые он начал писать еще до войны.

В Казанском техникуме искусств в тридцатые годы вместе с ним учились Фарид Яруллин, Назиб Жиганов, Зифа Басырова, Рашида Зиганшина и другие известные впоследствии деятели татарской культуры. У них были замечательные педагоги: актриса и режиссер Кашифа Тумашева, балетмейстер Юлий Муко, вокал преподавала Екатерина Ковелькова – в прошлом оперная певица, выступавшая на одной сцене с Ф.Шаляпиным. Дальнейшую профессиональную подготовку Альмеев получил в татарской оперной студии при Московской консерватории – у профессора С.Друзякиной по классу вокала и режиссера Ф.Каверина по актерскому мастерству. Здесь его сокурсниками были Нияз Даутов, Фахри Насретдинов, Мунира Булатова… Успевали не только учиться, но и “вариться” в гуще московской театральной жизни: смотрели спектакли в театре Мейерхольда, театре Революции, в Большом… Однажды им довелось познакомиться с самим Станиславским! Константин Сергеевич принял их в своем доме, прослушал некоторых из них, в том числе и Альмеева, а также рассказал о своей знаменитой актерской системе. В Москве Усман частенько бывал в гостях у Мусы Джалиля, который по его просьбе сделал перевод на татарский язык романсов М.Глинки на стихи А.Пушкина.

В 1939 году в Казани открылся Татарский театр оперы и балета, и выпускникам оперной студии было суждено стоять у его истоков. Творческая судьба Альмеева на оперной сцене складывалась счастливо. Обладатель лирического тенора, он был исполнителем главных партий в первых татарских операх – “Качкын” и “Алтынчеч” Н.Жиганова, “Галиябану” М.Музафарова и других. Одной из творческих удач молодого певца стал образ Галимжана в музыкальной комедии “Башмачки” Дж.Файзи, поставленной в военном 1942 году. Благодаря умению перевоплощаться Усман Альмеев иногда исполнял в одном и том же спектакле прямо противоположные по характеру роли.

В годы войны, продолжая работать в оперном театре, Усман каждый день в 6 утра уже был на радио и “вживую” перед микрофоном пел патриотические песни. Вместе с композитором Загидом Хабибуллиным они снимали неотапливаемую квартиру на улице Комлева. Дров не было, и, чтобы хоть немного согреться, жгли даже книги, но сборник А.Пушкина издания 1936 года Альмеев хранит до сих пор. В те годы чтение пушкинских стихов, а также Тукая, Дэрдменда помогало им забыть о голоде и холоде. В гости к ним заходил Адель Кутуй, к тому времени уже известный писатель, автор “Неотправленных писем”. Вскоре он погиб на фронте.

В 1947 году в Казани была поставлена опера “Поэт” Н.Жиганова, в которой Усман Альмеев спел центральную партию. Многие догадывались, что прообразом его героя был Муса Джалиль, имя и судьба которого тогда еще были окутаны слухами и домыслами. Лишь спустя десять лет, после реабилитации татарского поэта, Жиганов создал вторую редакцию оперы, которая стала называться “Джалиль”.

После сольного концерта в Москве, в Колонном зале, Усмана Альмеева и его жену, флейтистку Разию Файзуллину, пригласили работать в Госконцерт. И начались гастроли по всему Советскому Союзу. Забавный случай произошел в Тбилиси. В летнем театре по ошибке вывесили афишу “Александр Вертинский и Усман Альмеев”, но времени для выяснений не было: надо было выходить на сцену. И целых два отделения Альмеев пел для грузин исключительно на татарском языке. Исполнение понравилось, хотя среди зрителей явно не было татар. Репутация Тбилисской филармонии была спасена. После этого концерта репертуар певца обогатился грузинскими, армянскими, азербайджанскими песнями.

Эти гастроли стали знаковыми для нашего героя еще и потому, что со временем Альмеев проявил себя как новатор не только на оперной сцене, но и на татарской эстраде, особенно в исполнении национальных песен. Подобно Александру Вертинскому, за две-три минуты, что длилась песня, голосом, пластикой певец создавал мини-спектакли, выразительные и лаконичные. Это без преувеличения можно было назвать театром одного актера.

Все творчество Усмана Альмеева самобытно и неповторимо. Таким по сути является и он сам – искренний, с утонченным вкусом, способный слышать свое сердце и слушать других. Не растратил аксакал и своего оптимизма, неугомонности – встречи, концерты, интервью на радио и телевидении. Наш белый джигит по-прежнему на коне!


Фагима КАВЕЕВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще