Не театр, а мечта Мейерхольда!

В Казани появилась новая сценическая площадка – театр “На Булаке”, правда, без постоянной труппы, гримерных, традиционного для стационарного театра закулисья.

В Казани появилась новая сценическая площадка – театр “На Булаке”, правда, без постоянной труппы, гримерных, традиционного для стационарного театра закулисья. Тем не менее планы у его создателей грандиозные (инициаторы проекта – молодой режиссер Евгений Аладинский с единомышленниками и группа меценатов): демонстрировать современные тенденции театрального искусства, проводить фестивали и акции с участием гастролеров, совместные постановки с музыкантами, поэтами, художниками и модельерами. А для начала они арендовали помещение бывшего клуба “Крылья” сроком на один год и произвели там ремонт.

Новый театр рассчитан на 150 зрителей, цена билетов вполне демократичная – 100 рублей. “Пришло время камерных спектаклей, – говорит Евгений Аладинский, – со зрителем сейчас нужно говорить по душам: людям нужен глоток нового, современного искусства”.

Афиша театра “На Булаке” в течение первых трех месяцев была разнообразной (только в апреле прошло 26 спектаклей). Репертуар включает блокбастер по народным сказкам “Goussi-Лебеди” (режиссер Рустам Фаткуллин определил жанр спектакля как взрослую сказку-стёб), сценическую фантазию по пьесе Гришковца “Зима” – это история про двух солдат, коченеющих на морозе и в конце концов погибающих; однако в экстремальных условиях они учатся слышать и понимать друг друга. Здесь же играет антреприза Ирины Марцинкевич – экспериментальный театр “Автограф”: спектакли “Звук позади самолета” по пьесе Р.Белецкого и “Зверь” – фантастическая драма В.Синакевича и М.Гришина. Актер Казанского ТЮЗа Роман Ерыгин представил театральные проекты “Заблудшие” по Чехову и “Господи! Это всего лишь игра!” (по мотивам пьесы Кобурна “Игра в джин”). Художественный руководитель театра “На Булаке” Аладинский тоже выступил в роли режиссера: в Рождество состоялась премьера его детского спектакля по мотивам сказок Козлова.

Как видим, в новом театре спектакли готовят разные люди с разным составом исполнителей. Постановщики приходят сюда со своими актерами – как правило, это студенты или недавние выпускники Казанского театрального училища. Таким образом, в театре “На Булаке” очень мала вероятность лицезреть на сцене узнаваемого актера. К тому же спектакли играются в очень необычном пространстве: прямоугольный зал с низким потолком в черно-белую “шахматную” клетку, на подиумах вдоль стен прихотливо расставлены диваны, посередине – на месте бывшего танц-пола – ровные ряды диванов и стульев, также предполагающих вольготную позу. Авансцена театра “На Булаке” выдвинута в зал, как мыс в зрительском море. Не театр, а мечта Мейерхольда! Попав сюда впервые, зритель испытывает эстетический шок, ведь все мы воспитаны на театральных интерьерах с барочной лепниной, позолотой и обилием красного бархата.

Однако не все спектакли, показываемые в театре “На Булаке”, успешно монтируются с залом – например, инсценировка прозы А.Довженко и В.Распутина “Помню – живу” (режиссер-постановщик И.Марцинкевич). Спектакль “станиславского” типа требовал от актеров отождествления с персонажами, наполнения ролей “психологической кровью”. Сделать же это было нелегко, поскольку изображать приходилось вещи интимные – потерю невинности, по сути, с первым встречным солдатом перед приходом в село фашистских захватчиков. Актерам, занятым во второй части спектакля, – Э.Рашидовой (Настена) и К.Альшеву (Гуськов) –  было несколько легче: они играли не сокровенные альковные тайны, а трагические последствия таковых – незапланированную беременность жены от мужа-дезертира. Психологический рисунок, создаваемый ими, увлекал, но платки, валенки и непритязательные свитера, в которые они облачены, а до того этнографически выверенный костюм Олеси (И.Ульянова), преобладание пафосного вербального компонента над пластическим не вязались с пространством, требующим зрелища по принципу “играй, а то проиграешь”.

Намного органичнее смотрится спектакль “Мамочки” по пьесе В.Зуева (режиссер – Т.Корнишина) – о матерях, ищущих своих сыновей в Чечне, живых или мертвых. Здесь используются кадры кинохроники, динамичная музыка групп “Би-2” и “Ватага”, световые и шумовые эффекты, имитирующие гул самолетов, взрывы и выстрелы. Однако причина органичности не только в том, что Корнишина выстроила композицию, выверила темпоритм и позаботилась о зрелищности, – ей удалось синтезировать человеческую общность. Когда “мамочки” и их мертвые сыновья в финале поют песню, посылая войну по известному в России адресу: “Нам не нужна война, пошла она на!!!” – происходит единение артистов с залом, ради которого люди, собственно, и приходят в театр.

Спектакль “Господи! Это всего лишь игра!” предоставил зрителям театра “На Булаке” уникальную возможность увидеть актерскую импровизацию без постановочных режиссерских “гвоздей”. Ерыгин и его партнерша Любовь Лукина разыграли историю двух одиноких людей, брошенных доживать свой век в доме престарелых. Кажется, они могут стать близкими людьми и прожить остаток жизни вместе. Однако прошлое ожесточает, и не так-то просто бывает справиться с собой… Музыкальным фоном актерской импровизации служат композиции Фрэнка Синатры.

Разнообразие репертуара театра “На Булаке” поддерживается грамотным менеджментом, для каждого спектакля зал наполняется соответствующими зрителями. В одном случае это могут быть старшеклассники, в другом – студенты-филологи и т.д. Хотя в идеале следует стремиться к тому, чтобы театр “На Булаке” стал экспериментальным в полном смысле этого слова – с неповторимой эстетикой и “своим” зрителем. Рискнем предположить, что это будет театр мейерхольдовского типа, характеризующийся тягой не к развертыванию связного сюжета, а к ассоциативным конструкциям, вариациям на тему. Будем надеяться, что со временем театр “На Булаке” станет авторитетным культурным центром Казани и получит поддержку Министерства культуры РТ.

Галина ЗАЙНУЛЛИНА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще