На соискание Государственной премии РТ им.Г.Тукая
На днях в Набережночелнинском государственном татарском драматическом театре побывали члены коллегии театральных критиков при Министерстве культуры РТ, которые посмотрели спектакль “Бурлак”, поставленный главным режиссером театра Фаилем Ибрагимовым по пьесе Мансура Гилязова. Напомним, что создатели этого спектак-ля, а также актеры Инсаф Фахрутдинов и Рафик Каюмов выдвинуты на соискание Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая.
Этот спектакль из тех, которые люди смотрят в поисках ответа на важные жизненные вопросы, что запоминаются на всю жизнь, оставляют в душе глубокий след. Такие спектакли доводят зрителя до высшей точки переживаний, которую может дать театр, – катарсиса (по Аристотелю, очищение души от скверны).
Фабула вкратце такова. Молодой татарский предприниматель Габдулла хочет воплотить в жизнь одну из своих идей и приходит за благословением к Демьяну Потаповичу – самому богатому купцу города. А тот предлагает пари. Если бурлаки дотянут до Казани баржу “Фиалка” до того, как река будет скована льдом (на дворе – поздняя осень), то Габдулла должен будет построить театр, в котором куклы будут играть истории, сочиненные старым купцом. Если нет, Габдулла получит благословение на открытие торгового дома…
Бурлаки во главе с шишкарем Гаязом принимаются за работу. Но когда до Казани остается совсем чуть-чуть, на реке встает лед. Бурлаки решают перетаскать товар по льду и начинают выгружать ящики. Тут и выясняется, что в них …камни. Обычные речные камни. Впрочем, пересказывать сюжет спектакля дело неблагодарное, его надо посмотреть, почувствовать.
По мнению председателя коллегии театральных критиков Нияза Игламова, “Бурлак” – лучшая татарская пьеса последних десятилетий и обращение к такому драматургическому материалу достойно только похвалы. “Философский, метафорический спектакль, – сказал критик во время обсуждения. – Собственно, это история не про бурлаков, а про меня. Каждый человек может сказать так. В этом спектакле очень много личностного. Это спектакль про Марселя Салимжанова, про Аяза Гилязова, про других, кто в сложных условиях, когда ничего нельзя, пытается что-то сделать, он про тех, кто не сидит сложа руки и не ждет, когда на него свалится счастье… Это совсем непростой спектакль для вашего зрителя, и вы правильно делаете, что пытаетесь развивать его, разговаривать с ним на сложном языке, без каких-либо скидок. Я искренне рад выдвижению этого спектакля на премию имени Габдуллы Тукая и желаю вам удачи”.
По мнению Надежды Стоевой (журнал “Петербургское театральное обозрение”), у челнинцев получился “очень красивый спектакль, очень собранный, в нем есть стиль, сила”. В этом, безусловно, огромная заслуга заслуженного деятеля искусств РТ режиссера Фаиля Ибрагимова.
Критик Рауза Султанова отметила, что интересной находкой режиссера является квадрат, ставший неким сценографическим образом. Как известно, квадрат символизирует четыре стихии мира, четыре стороны Света. Кроме того, в мусульманской традиции квадрат символизирует силы, постоянно воздействующие на людей, – божественные, ангельские, человеческие и сатанинские. Квадратными представлялись и сердца людей. Характерно, что сердца пророков принято считать треугольными, ибо в них отсутствовала сатанинская ипостась.
Пожалуй, самым сложным и неоднозначным в спектакле является образ Демьяна Потаповича в талантливом исполнении народного артиста Татарстана Инсафа Фахрутдинова. Легче всего, конечно, записать его в отрицательные персонажи, тем более что из-за своего бесчеловечного пари особой симпатии он не вызывает. Но созданный артистом образ привлекает своим мефистофельским, дьявольским обаянием. Герой Фахрутдинова страдает раздвоением личности: внешне довольно жесткий и циничный, где-то глубоко в душе он романтик, лелеющий мечту потратить все свои сбережения на строительство театра. А еще он игрок, вечно дразнящий судьбу, идущий ва-банк. Отправляя людей на верную гибель, он и сам страдает от понимания своей циничности и жестокости. Образ Демьяна Потаповича, созданный Инсафом Фахрутдиновым, несомненно, является одним из самых значимых в творческой биографии актера и исполнительском искусстве татарского театра в целом.
Нельзя не сказать и о вожаке бурлаков Гаязе в великолепном исполнении заслуженного артиста РТ Рафика Каюмова. Философскую подоплеку этого образа очень точно охарактеризовал Нияз Игламов: “Гаяз – это Атлант, который на своих руках держит небо. Это не просто человек труда, это намного более сложный персонаж. Он над всеми остальными возвышается в том числе и своей мудростью. Потому что он обладает уникальной способностью видеть миражи, то есть нечто, что недоступно глазу простого смертного…”
Необходимо пояснить, что в спектакле есть еще один символ – мираж волшебного острова, куда улетают души погибших бурлаков. Его видят только чистые помыслами люди. В финале и сам Гаяз улетает туда, и возникает вопрос: кто будет тянуть баржу нашей жизни, если не будет таких людей, как он, – смелых, отважных, преданных, совестливых? Зрители вынуждены искать ответы на непростые вопросы, которые задает им спектакль “Бурлак”.