В Набережных Челнах концертом академического симфонического оркестра Московской филармонии под управлением народного артиста СССР Юрия Симонова и солиста – народного артиста СССР Виктора Третьякова (скрипка) открылся музыкальный фестиваль “GLORIA”, посвященный пятилетию Органного зала.
Современный центр классической музыки стал доминантой культурного ландшафта города. Набережные Челны, прежде известные исключительно как столица отечественного автомобилестроения, теперь занимают достойное место и на культурной карте страны. Здесь спела свою лебединую песню примадонна мировой оперы Ирина Архипова, прошли последние гастроли выдающегося виолончелиста Валентина Берлинского в составе квартета имени Бородина, одаривали и одаривают публику своим искусством Юрий Башмет, Александр Князев, Денис Мацуев и другие.
Юбилейный фестиваль интересен в первую очередь содержанием своей программы. Художественный руководитель Органного зала и камерного оркестра “Провинция” Игорь Лерман, будучи по натуре максималистом, пригласил на музыкальный праздник перворазрядные коллективы. Достаточно сказать, что на его закрытии 24 марта выступит Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А.Юрлова.
Правда, на предварявшей фестиваль пресс-конференции Игорь Михайлович заявил, что больше ни за что не возьмется за реализацию подобных масштабных проектов. В условиях экономического кризиса это не под силу “человеку с нормальной психикой”, прибавил он. Но, думается, эти слова были сказаны сгоряча. После с огромным успехом исполненных оркестром Юрия Симонова скрипичного концерта Соль-минор Макса Бруха с участием Виктора Третьякова и Пятой симфонии Бетховена челнинский маэстро о проблемах уже позабыл. Когда настоящий профессионал убеждается, что приносит радость людям, это восполняет затраченную энергию.
Похоже, восторженный прием растрогал и Юрия Симонова. Маститый дирижер, общаясь после концерта с журналистами, не скупился на комплименты хозяевам фестиваля.
– Не только для меня, но и для всего оркестра стала приятным сюрпризом замечательная акустика зала, которой далеко не всегда обладают даже роскошные арены, богато инкрустированные позолотой, – сообщил маэстро. – В этом мы не однажды убеждались, гастролируя по всему миру. Сегодня на репетиции музыканты два с половиной часа перестраивали свои привычки, рефлексы. Чтобы приспособиться к хорошим условиям, тоже нужно время. Из-за проблем с акустикой нередко приходится “выжимать” из инструментов звуки что есть мочи, иначе уже в шестом ряду оркестр не будет слышно. В вашем зале в том нет нужды – можно быть естественным и органичным.
Понравилась Юрию Симонову и челнинская публика – “горячая” и одновременно дисциплинированная.
– Только оркестр расположился на сцене, моментально установилась полная тишина. Люди понимают, зачем они пришли. Это большое счастье для нас, музыкантов, – признался Юрий Иванович. – Классическая музыка – тонкая вещь, она существует для избранных. Как и поэзия, живопись. И не надо приходить от этого в ужас. Прослойка людей, интересующихся классической музыкой, невелика – 1-1,5 процента. Звучит трагически, но если вдуматься, ничего страшного в этом нет. Цветом нации никогда не бывает вся нация. В Челнах, я вижу, элита общества есть. Если представится возможность, с удовольствием приеду в город еще раз.
– Юрий Иванович, у вас в оркестре столько молодых лиц. Его обновление происходит естественным образом или вы этот процесс подстегиваете? – поинтересовался автор этих строк.
– Меня покидают музыканты, которые не могут работать со мной, потому что я на первое место ставлю искусство, а не финансовый успех, – ответил маэстро. – Молодежь не испорчена высокими гонорарами, у нее есть творческие амбиции. Так коллектив постепенно омолаживается. В искусстве важна вера. У каждого по-разному это выглядит. Одни верят в Бога, другие – в высший разум, третьи – в космос. Главное, чтобы она была. Без веры человек превращается в животное.