Сюрприз от бывшей жены

О том, что “Аватар” Джеймса Кэмерона должен стать главным триумфатором 82-й церемонии вручения “Оскара”, в один голос твердили не только зрители, но и многие опытные кинокритики.

Автор статьи: Анна КИЛЬЧЕВСКАЯ

О том, что “Аватар” Джеймса Кэмерона должен стать главным триумфатором 82-й церемонии вручения “Оскара”, в один голос твердили не только зрители, но и многие опытные кинокритики. Однако уже на финишной прямой, после объявления номинантов на премию, стало ясно, что главной преградой на его пути к победе может оказаться идеологический момент.

Помимо категории “Лучший фильм”, картина режиссера Кэтрин Бигилоу “Повелитель бури” так же, как и “Аватар”, собрала в своей копилке еще восемь номинаций и стала главным его конкурентом. В российском прокате кинолента прошла в январе этого года практически на цыпочках, оставшись не замеченной массовым зрителем. Впрочем, у себя на родине “Повелитель бури” большой популярности тоже не завоевал: из пятнадцати вложенных миллионов окупились лишь двенадцать. Еще четыре создатели картины наскребли в мировом прокате, выйдя со своей работой в небольшой “плюс”, и со спокойной душой стали ожидать результатов голосования членов жюри Американской киноакадемии, по результатам которого их, скорее всего, ждет неплохой урожай.

Секрет столь высокой оценки голливудских кинокритиков при такой вялой реакции публики предельно прост: главное – добротно снять историю о бравых американских солдатах, рискующих своими жизнями в Ираке, и “Оскар”, считай, в кармане. По сюжету картины члены элитного отряда по разминированию бомб направлены в один из иракских городов, где практически любой предмет представляет смертельную опасность. Главный смысл этого фильма заключается в том, что для его героев война стала неотъемлемой частью жизни, без которой они не видят своего существования. Эти парни привыкли рисковать собой по нескольку раз на дню, смерть уже давно ходит за ними по пятам, но им так даже лучше. Ведь кто они такие в обычной жизни? Простые обыватели, которые ничем не выделяются у себя на родине. А здесь, в Ираке, эти парни – важные и нужные люди, которые уверены в своих силах и которым война нужна как наркотик или средство самовыражения.

Нельзя сказать, что “Повелитель бури” откровенно плохой фильм. Если закрыть глаза на тематику, можно отметить грамотную работу оператора и хорошую игру актеров. Но выдающейся картину никак не назовешь, прежде всего из-за ее затянутости и чрезмерного увлечения режиссера детальными съемками. Это фильм, снятый американцами о себе и для себя, который стал наглядным примером страхов, разочарований и недопонимания обществом сути военного конфликта, который затянулся на долгих семь лет. Поэтому “Оскар” за лучший фильм картине о войне в Ираке в знак утешения и успокоения самих себя нужен американскому обществу как воздух. А раз нужен, то будет сложно его не дать седьмого марта, в день торжественной церемонии вручения награды.

Принято считать, что “Золотой глобус” является своеобразной репетицией предстоящего “Оскара”, и его лауреаты становятся наиболее вероятными претендентами на награду Американской киноакадемии. Так вот, голливудская ассоциация иностранной прессы не присудила “Повелителю бури” ни одной статуэтки, что красноречиво говорит об истинной художественной значимости этого фильма.

Парадоксальным можно назвать тот факт, что “Аватар”, повествующий о борьбе народа На’ви против чужеземцев, пытавшихся диктовать свои правила и навязывать свою культуру на планете Пандора, будет соперничать с историей о действиях американских солдат на территории Ирака. Но, как выяснилось, это не последний парадокс предстоящего “Оскара”. По иронии судьбы главными соперниками в борьбе за статуэтки оказались не просто режиссеры, а бывшие супруги. Вряд ли Джеймс Кэмерон, проживший всего два года в браке с Кэтрин Бигилоу, предполагал, что экс-жена спустя почти двадцать лет после развода преподнесет ему такой сюрприз.

Помимо этих двух конкурентов в список претендентов, который во второй раз за всю историю существования премии увеличен в два раза, вошли “Невидимая сторона” режиссера Джона Ли Хэнкока, малобюджетный “Район №9”, английская картина “Воспитание чувств”, “Бесславные ублюдки” Квентина Тарантино, анимационный фильм “Вверх”, работа Джейсона Рейтмана “Мне бы в небо” и малоизвестные российскому зрителю фильмы “Тужься” и “Серьезный человек”. Если говорить о вторых по значимости номинациях на лучшие мужскую и женскую роль, то здесь фаворитами являются Джефф Бриджес из картины “Безумное сердце”, которая обошла стороной российский прокат, и Сандра Буллок, замечательно сыгравшая роль приемной матери брошенного темнокожего мальчика в “Невидимой стороне”.

Справедливости ради нужно отметить, что в женской номинации серьезную конкуренцию Буллок может составить только блистательная Мерил Стрип с ее ролью в картине “Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту”. Впрочем, в пику именитой актрисе Сандра Буллок, что называется, приготовила козырь в рукаве. Фильм “Невидимая сторона” был снят по книге Майкла Льюиса, в которой рассказывается реальная история перспективного футболиста Майкла Оэра. Он был беспризорным подростком, которого приютила добропорядочная богатая семья. В итоге стараниями всех членов семьи Майкл из замкнутого ребенка вырос в звезду американского футбола, национальную гордость. Это одна из тех кино-историй, основанных на реальных событиях, которая действительно заслуживает внимания не только кинокритиков, но и простых зрителей. Картина, в которой Сандра Буллок показала самые сильные стороны своего актерского мастерства, покоряет добротой и трогательной идеей о том, что каждый человек в этом мире является личностью, достойной уважения.

К сожалению, отечественная кинолента “Палата номер 6” Карена Шахназарова, заявленная от России на соискание премии как лучший фильм на иностранном языке, в итоговом списке уступила место картинам “Аджами” (Израиль), “Секрет в их глазах” (Аргентина), “Молоко скорби” (Перу), “Пророк” (Франция) и “Белая лента” (Германия).

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще