Меньше месяца осталось до церемонии вручения престижной премии “Оскар”, споры о том, кто же станет ее главным триумфатором, становятся все острее. Свою лепту в полемику в минувшие выходные внес “Золотой глобус”. Церемония вручения призов Голливудской ассоциации иностранной прессы давно считается своеобразной репетицией награждения лучших из лучших по версии Американской киноакадемии.
Представленный сразу в шести из четырнадцати номинаций на “Золотой глобус” фильм режиссера Джейсона Райтмана “Мне бы в небо” получил лишь награду за лучший сценарий, отдав лавры первенства “Аватару” Джеймса Кэмерона. Помимо безграничной зрительской любви, история борьбы вымышленного народа На’ви за свою планету получила титул лучшего драматического фильма 2009 года, а Кэмерон стал обладателем статуэтки за лучшую режиссерскую работу. Пожалуй, тут все закономерно – не каждая картина сможет с такой легкостью продержаться в прокатных списках больше месяца, каждый день собирая практически полные залы кинотеатров. В России творение Джеймса Кэмерона уже посмотрели одиннадцать миллионов человек.
Вышедший на прошлой неделе в отечественном прокате “Мне бы в небо” вряд ли сможет похвастаться такой большой аудиторией, но и своего зрителя фильм обязательно найдет. Основная задача в этом вопросе легла на плечи исполнителя главной роли обаятельного Джорджа Клуни, которого в последнее время не часто можно увидеть на большом экране. Популярный актер тщательно выбирает проекты для съемок, поэтому все новинки с его участием зрители в большинстве своем принимают на “ура”. Второй особенностью картины является то, что режиссер Джейсон Райтман сделал ставку на оригинальный сюжет (по праву удостоенный “Золотого глобуса”), который созвучен реалиям мирового финансово-экономического кризиса.
Главный герой фильма Райан – специалист по увольнениям, который разъезжает по стране и лишает места очередных работников, чьим боссам не хватает смелости сделать это самим. Его задача – уволить человека так, чтобы он не подал в суд на работодателя или не покончил жизнь само-убийством. На слова о потере работы каждый герой в фильме реагирует по-разному: кто-то начинает рыдать, кто-то пытается понять, почему это случилось именно с ним, кто-то ругается, а кто-то и вовсе понимает, что вместе с работой он потерял смысл жизни. Эти сцены не могут не тронуть зрителей и заставить их сопереживать впадающим в отчаяние людям. Каждый, кто хотя бы раз за свою карьеру проходил через процедуру увольнения, обязательно увидит на экране похожие эмоции и чувства.
На фоне всех тех, с кем Райану приходится сталкиваться, его собственная карьера и жизнь может поначалу показаться идеальной. Героя Клуни окружают номера люкс в лучших отелях страны, самые дорогие машины в аренду, полеты первым классом и привилегии во всех шикарных ресторанах и клубах. 322 дня в году он меняет один аэропорт за другим и считает своим домом салон самолета, в котором ему комфортно и уютно. Но с развитием сюжета становится ясно, что вся эта роскошь не может заменить той пустоты, которая царит в душе одинокого человека.
“Мне бы в небо” – фильм о необходимости общения с близкими людьми и сложном поиске душевного тепла, которое человек чувствует, находясь в кругу семьи. Именно поэтому Райан на свадьбе своей сестры говорит ее жениху о том, что все нуждаются во втором пилоте. В этой фразе и заключается основная мысль, которую режиссер хотел донести до своего зрителя. Каждый из нас когда-нибудь уходит в свое небо, где есть работа, карьера, деньги и многое другое. Но главное, уходя в небо, помнить, что только на земле мы найдем то, из-за чего так стремимся ввысь.
Возвращаясь к премии “Золотой глобус”, необходимо отметить, что лучшими актерскими работами в комедийном жанре иностранные журналисты назвали роли Роберта Дауни-младшего (“Шерлок Холмс”) и Мерил Стрип (“Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту”). Возможно, кто-то из отечественных зрителей, в чьих воспоминаниях образ знаменитого сыщика Холмса неразрывно связан с именем актера Василия Ливанова, возмутится вопиющему факту. Шерлок Холмс в исполнении Роберта Дауни-младшего назван лучшей комедийной (!) ролью прошлого года. Однако причин для возмущения, как оказалось, совсем нет. Дело в том, что работу режиссера Гая Ричи, идущую сейчас в российском прокате, с произведениями Артура Конан-Дойля связывает разве что название и имена главных героев. Просто Ричи решил подойти к съемкам своей новой картины творчески и с присущим ему английским чувством юмора.
Можно с уверенностью сказать, что Гай Ричи отлично снимает фильмы про бандитский Лондон. Его талант заключается в том, что, несмотря на, казалось бы, однобокость тематики работ, он умеет создать в фильме неповторимый стиль и атмосферу, будь то современный город, как в фильме “Карты, деньги, два ствола”, или Лондон викторианской эпохи, как в нынешнем “Шерлоке Холмсе”. Под эту атмосферу подстраивается все: игра актеров, костюмы, декорации, музыка, что в конечном счете всегда выглядит очень стильно и гармонично. Очередной “фильм о бандитах” не стал исключением. Ричи удалось создать своего Шерлока Холмса, отличного от других экранизированных персонажей. Но его герой получился узнаваемым, ведь это не новый образ, это новый взгляд на него.
Имя “соседки” Дауни-младшего по номинации Мерил Стрип уже давно является “знаком качества”, независимо от жанра и тематики картины. Фильм “Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту” прошел в российском прокате в октябре прошлого года. Но лишь в некоторых кинотеатрах, поэтому, увы, остался как бы незамеченным. Картина рассказывает о секретарше Джули Пауэлл, которая в течение года пытается приготовить 524 блюда по рецептам, описанным в книге Джулии Чайлд “Как овладеть искусством французской кухни”. “Я знаю, это неприлично говорить во время еды… но ух ты!” – замечает главная героиня в фильме, и такое же впечатление оставляет “Джули и Джулия” после просмотра – ух ты!
А если говорить о нынешних кинопрокатных списках, то насладиться великолепной игрой Мерил Стрип даст возможность комедия “Простые сложности”. Это как раз та картина, в финале которой хочется сказать: “Дай бог здоровья замечательной актрисе!” Ее игра не только поднимает настроение, но и заставляет смеяться от души. А смех, как мы знаем, продлевает жизнь.