Тоска по совершенству

С уверенностью можно сказать, что все люди театра обожают Чехова. Артисты мечтают играть в его пьесах, режиссеры продолжают их ставить, и даже новая драма не сбрасывает с “корабля современности”авторитет чеховского гения…

С уверенностью можно сказать, что все люди театра обожают Чехова. Артисты мечтают играть в его пьесах, режиссеры продолжают их ставить, и даже новая драма не сбрасывает с “корабля современности”авторитет чеховского гения…

В преддверии 150-летия со дня рождения великого писателя один за другим в городах России проходят чеховские фестивали. Казанский БДТ им. В.И.Качалова недавно вернулся из Санкт-Петербурга, где участвовал в посвященном Чехову фестивале “Дуэль”и показал на сцене “Балтийского дома”спектакль “Вишневый сад”. А новая работа Казанского ТЮЗа “Свадьба с генералом”собрала все главные награды Чеховского театрального фестиваля, проходившего в Сыктывкаре.

“Мы отыграли буквально три спектакля в Казани и сразу отправились в Сыктывкар, – рассказывает о поездке актер Алексей Зильбер, исполнитель роли телеграфиста Ять в “Свадьбе с генералом”. – Конечно, мы все испытывали волнение, но зритель был очень благодарным. Зал был набит до отказа, принимали нас очень живо. В целом ощущения хорошие: красивый город, приятные простые люди, пытаются продвигать культуру, да и мы произвели положительное впечатление…”. То, что Алексей Зильбер скромно называет “положительным впечатлением”, в кулуарах фестиваля назвали “фурором”. В итоге Казанский ТЮЗ завоевал Гран-при и призы “За лучшую женскую роль”(Змеюкина в исполнении Алсу Густовой) и “За лучшую мужскую роль”(Вячеслав Казанцев, “генерал”Ревунов-Караулов).

Спектакль “Свадьба с генералом”- вторая в нынешнем сезоне премьера театра. В его основе – чеховский водевиль “Свадьба”, который “оброс”ранними рассказами Антоши Чехонте – “Размазня”, “Ушла”, “Клевета”и “Брак по расчету”. Режиссер-постановщик спектакля Владимир Чигишев одновременно является автором инсценировки и сценографии.

На сцене – атмосфера старого кинотеатра времен “великого немого”: черно-белые тона, шум кинопленки, торопливые звуки фортепиано… Появляются типичные для немого кино карикатурные персонажи: они суетливо и безмолвно здороваются, обнимаются, удивляются, рассказывают что-то… “Кадр”замедляется, свет “успокаивается”, и немое кино “заговорило”голосом Нюнина (Дмитрий Язов). “Сегодня венчается мой хороший друг и приятель, некто Апломбов. Служит оценщиком в ссудной кассе, но вы не подумайте, что это какой-нибудь замухрышка или валет”, – вводит он в курс дела капитана Ревунова-Караулова, а заодно и зрителей. И вот снова засуетился свет, зашумела пленка, кадр сменился: мы попадаем в дом Жигаловых, где мамаша (Надежда Кочнева) учит жизни дочь-невесту Любочку (Мария Лазукова), уже безнадежно погруженную в мечтания о будущей семейной жизни… И по такой “клиповой”схеме собран весь спектакль.

Немое кино – значит, черно-белое. Поэтому в этих двух цветах выдержано всё: от фруктов на столе до грима артистов. Благодаря такому решению спектакль выглядит стильно – лаконичная сценография “Свадьбы”радует глаз после пестрого и аляповатого оформления предыдущей премьеры театра – “Короля-Оленя”. Правда, в черно-белом гриме актеры напоминают участников хэллоуина: вурдалаков или зомби… Но это даже любопытно и тянет на хороший замысел: грим вкупе с азартом актеров и пошлостью их героев наводит на мысли о… пире нечисти.

Большую часть спектакля шумит и гуляет свадьба: невеста обнимается “по углам”с неизвестным молодым человеком, Ять выпрашивает пять рублей долга у Апломбова (Ильфат Садыков), Змеюкина откровенно соблазняет всех окружающих мужчин, в том числе жениха… “Будь это порядочное общество!”- произносит в финале горе-генерал как бы лейтмотивом к метафорическому “пиру”. К тому же, Чехов писал эти рассказы именно как сатиру на обывательские нравы, педалируя тему пошлости и мелочности людей.

А вот режиссерский ход со стилистикой немого кино понять сложнее. В одном из интервью Владимир Чигишев поясняет данный прием так: “В этом есть какой-то пафос, иной способ существования актеров в сочетании с гротесковым, лично моим восприятием чеховских рассказиков”. На самом деле артисты существуют в традиционной водевильной манере, а сами по себе “кадры”немого кино мало что добавляют. “Свадьба с генералом”- это в первую очередь веселый водевиль, в “лёгком”стиле, которому следует режиссер в последнее время.

Нельзя не отметить и то, что вторая подряд премьера Казанского ТЮЗа имеет кинематографический прототип. На этот раз – фильм 1944 года “Свадьба”(режиссер Исидор Анненский). Кинокартина тоже создана по мотивам ранних рассказов Чехова и водевиля “Свадьба”. Похожи даже некоторые сцены (перина-снег в финале, пение Змеюкиной для жениха), да и заканчивается спектакль, как и фильм, инсценировкой рассказа “Брак по расчету”(“Перины жалко!”)… Эти мелкие детали в сочетании с теми же черно-белыми тонами дают ощущение колоссального сходства. А после спектакля в фойе театра можно было услышать: “Ах да, помню, был такой фильм с Раневской – очень похоже!”.

При всем том нельзя сказать, что победа ТЮЗа на Сыктывкарском фестивале незаслуженна. Получился добротный и стильный водевиль. Особого внимания заслуживают актерские работы – “прорисованы”все характеры, вплоть до эпизодических персонажей, а посмеяться от души можно, наблюдая лишь за дуэтом Ять – Змеюкина… Однако, на мой взгляд, к месту будет вспомнить слова именитого театрального режиссера Петра Фоменко. В одном из интервью он сказал, что ни один из его спектаклей не дотягивает до совершенства. И добавил: “Но тосковать по совершенству надо”.

Айгуль ДАВЛЕТШИНА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще