Экшн с оттенком жестокости, несколько литров крови, герой с тенью легкого безумия на лице и немного любви – вот главные атрибуты современного российского боевика. Трансформацию этого жанра в отечественном кинематографе от бандитских детективных историй до откровенного “мочилова” на голливудский манер можно увидеть на этой неделе во всех кинотеатрах страны.
В минувший четверг на большие экраны вышел третий фильм из серии “Антикиллер” с неизменным Гошей Куценко в роли бывшего майора милиции Коренева по прозвищу Лис. С момента появления первой картины прошло уже семь лет, поэтому появление третьей части с интригующим названием “Антикиллер Д. К.: Любовь без памяти” для поклонников приключений Лиса стало долгожданным подарком. Однако уже с первых кадров стало очевидно, что от киноистории о противостоянии преступных группировок и правоохранительных органов, которая в свое время так полюбилась многим зрителям, в новом фильме остались лишь название и главный герой.
На презентации третьего “Антикиллера” в Казани Гоша Куценко рассказал, что работа над картиной проходила очень необычно, в результате чего фильм получился совершенно непохожим на своих предшественников. Во-первых, съемки длились около двух с половиной лет. Дважды приходилось останавливать съемочный процесс: сначала из-за беременности актрисы Екатерины Климовой, которая играет в паре с Куценко, затем из-за пресловутого финансового кризиса. Во-вторых, сценарий писался, что называется, общими усилиями, поэтому, чтобы хоть как-то связать события новой киноработы с тем, что было в предыдущих частях картины, было решено поместить майора Лиса в лечебно-трудовой лагерь. По задумке там герой проводит последние несколько лет, прячась от навалившихся проблем. Лиса бросила жена, на работе начались постоянные конфликты из-за его нетрадиционных методов борьбы с преступностью, плюс ко всему возникли проблемы с алкоголем.
В итоге перед зрителями предстает полубезумный герой, одетый в какое-то старье, небритый, беспрестанно глотающий успокоительные таблетки и стреляющий в злодеев направо и налево. С момента его выхода “на волю” на экране начинает разворачиваться настоящий хаос: застреленные герои в кадре падают один за другим, кровь фонтанами хлещет на камеру, а хруст костей и грохот ломающихся предметов превращаются в основной саунд-трек фильма. Следуя призыву фразы, ставшей крылатой, создатели картины даже решили “мочить преступников в сортире” в прямом смысле. Кадры не для слабонервных. Такое чрезмерное количество жестких сцен в картине Гоша Куценко объяснил тем, что изначально планировалось снять именно развлекательное зрелище, или, как сейчас модно говорить, просто “фан” (от английского слова fun – веселье, забава). По его словам, в этом жанре примерами для подражания являются последние, особенно кровавые, фильмы Квентина Тарантино. Правда, оговорился, что до мастерства известного режиссера российским создателям фильмов еще далеко, да и денег маловато.
Конечно, воплощать на экране человека с отклонениями для любого актера – интересная работа. С этим не поспоришь. Вот только стоит ли такая роль, даже блестяще сыгранная, превращения фильма в настоящую экранную бойню, в которой сюжет по большому счету не имеет особого значения? Ответ прост. Восторженных откликов от поклонников “Антикиллера” создатели фильма в общем-то не ждут и открыто заявляют, что, ущемив сюжетную составляющую картины, сделали упор на “фан”, чтобы собрать средства на съемки действительно хорошей, а главное, не зависящей от спонсоров картины. В таком случае остается лишь пожелать Гоше Куценко и его команде удачи и надеяться, что следующее их творение будет действительно удачным примером хорошего независимого кино.
В отличие от третьего “Антикиллера” его главный российский конкурент в нынешних прокатных списках сделал ставку именно на оригинальный сюжет. Режиссер фильма “На игре”, вышедшего в прокат неделю назад, Павел Санаев взял за основу популярную сегодня тему компьютерных игр и попытался снять картину в жанре экшена, что называется, по-нашему, без оглядки на Голливуд.
В центре внимания – команда молодых ребят, в очередной раз покоривших один из турниров по киберспорту. В качестве приза им вручают диски с только что разработанной игрой, после запуска которой каждый из них подвергается воздействию, переводящему их игровые способности из виртуальных в реальные. Теперь и в настоящей жизни они становятся лучшими бойцами, стрелками и гонщиками. А дальше, если бы за фильм взялись акулы американской киноиндустрии, ребята обязательно превратились бы в этаких супергероев, которые спасают мир от разрушения и наказывают злодеев. В нашем же фильме этого не происходит, поскольку каждый из ребят по-своему реагирует на свалившуюся манну компьютерную. Отныне перед героями встает главный вопрос: как поступить в ситуации, когда еще вчера ты был обычным геймером, дни напролет сидящим перед монитором компьютера, а уже сегодня можешь управлять миром, вершить человеческие судьбы и получать за это большие деньги в реальности?
Снять картину за сто тысяч долларов, чтобы показать зрителям, как красиво летит пуля или как герои нарушают все законы физики и спасают мир, больших трудов не составит, был бы толковый специалист по компьютерной графике и бесстрашные каскадеры. А попробуйте создать фильм с неплохими спецэффектами, отличным музыкальным фоном за три с половиной тысячи долларов, да еще и с помощью экранного действа подтолкнуть сидящих в зале к размышлениям о том, как меняют человека деньги и власть. Павел Санаев смог это сделать вполне успешно. Конечно, шедевром картину “На игре” назвать нельзя, но при этом в рамках своего жанра на фоне российских и зарубежных кинопремьер она выглядит очень убедительно.
Павел Санаев известен в России не только как режиссер, но и как писатель. Его полуавтобиографичная книга “Похороните меня за плинтусом” о сложном детстве под присмотром деспотичной бабушки много раз переиздавалась и до сих пор входит в шорт-листы лучших книжных магазинов страны. Санаев несколько раз собирался взяться за экранизацию своего произведения, но в последний момент решил доверить работу питерскому режиссеру Сергею Снежкину. Премьера картины с одноименным названием состоялась в этом году на сочинском “Кинотавре” и была высоко оценена критиками. В минувший четверг она вышла во всех кинотеатрах страны и получила свои первые положительные отклики от зрителей. Таким образом, на этой неделе сразу два фильма дают нам представление о возможностях Павла Санаева как режиссера и сценариста, тем более что в феврале будущего года нас ожидает выход второй картины “На игре: Новый уровень”.
О том, как сложится прокатная судьба нынешних российских кинопремьер и смогут ли они оправдать вложенные в них средства, мы узнаем уже в ближайшее время. По данным кассовых сборов за прошлые выходные, фильм “На игре” прочно занял четвертое место, уступив только таким разрекламированным кинохитам, как “2012” и “Рождественская история”. На первом месте в списке – экранизация второй книги нашумевшей вампирской саги американской писательницы Стефани Майер “Сумерки. Сага. Новолуние”. Учитывая скромные средства, выделенные на продвижение фильма Павла Санаева, четвертая позиция – весьма солидный результат, который говорит о том, что все-таки довольно эффективной и объективной рекламой в области киноиндустрии в нашей стране по-прежнему остается сарафанное радио.