Испытание комедией дель арте

Музыкальная баллада “Король-Олень” (“по сюжету” сказки Карло Гоцци) в постановке главного режиссера Казанского тюза Владимира Чигишева, безусловно, спектакль о любви.

Музыкальная баллада “Король-Олень” (“по сюжету” сказки Карло Гоцци) в постановке главного режиссера Казанского тюза Владимира Чигишева, безусловно, спектакль о любви. О той любви, которая за переменчивой телесной оболочкой прозревает душу и на оболочку уже внимания не обращает. Душа бессмертна, значит, бессмертна и любовь… Приняв такое решение, Чигишев не мог остаться в рамках хрестоматийной поэтики вахтанговской “Принцессы Турандот” и к лукавому дуракавалянию, лицедейскому куражу, праздничным импровизациям комедии дель арте добавил музыку Юрия Чаплина и песни на стихи В. Коростылева и других авторов.

Думается, до сих пор мало кто подозревал, сколько лирического накала можно извлечь из волшебной сказки Гоцци для взрослых, в которой грубоватые шутки переплетены с философскими размышлениями о сущности любви. Напомню ее сюжет: король Дерамо испытывает девушек королевства на волшебном детекторе лжи; стоит кандидатке в невесты слукавить, как ее осмеивает истукан – подарок мага Дурандарте. Но вот настоящая любовь найдена, и король открывает отцу невесты – первому министру Тарталье – второй магический секрет: способность переселяться в тела других людей и животных. Завистливый Тарталья обманом за-владевает телом короля – до той поры, пока любящая Анжела не замечает подмены.
Неудивительно, что режиссерское решение поляризует манеру актерской игры: второстепенные персонажи играют в буффонной манере (наиболее ярка здесь Елена Калаганова, одна из невест), а главные герои – ближе к традициям психологического театра. Им требуется передать любовь, предательство и замешательство. Алсу Густова (Анжела) убедительна в передаче любовного чувства и поет неплохо. Однако Ирек Галлямов (Дерамо), играющий сказочного короля, не дотягивает до воодушевления партнерши: актер иронично отстранен. А сыграть любовь без участия партнера – задача, согласитесь, сложная. (Дуэт Густовой и Галлямова смотрится бледной копией страсти Камиллы и Фердинанда из тюзовского спектакля “Любовью не шутят” по Альфреду де Мюссе.)
Вторая любовная пара – разлученные честолюбием родителя-злодея Клариче (Анна Иванова) и Леандр (Виталий Дмитриев) – тоже “подобна флюсу”: Клариче по-праздничному весела, очаровательна и непосредственна, а ее возлюбленный вял и невыразителен.
Что в тюзовском “Короле-Олене” удается, так это прямые “входы” в роль и “выходы” из нее. Особенно актеру Алексею Зильберу, исполняющему роль Тартальи. В целом он придерживается рисунка роли, положенного в комедии дель арте, – играет суховато, изящно и отстраненно. Однако в сцене, где Зильбер снимает бутафорскую оправу очков и неподдельно горько жалуется на усталость от роли, требующей совершения бесконечных пакостей, заставляет нешуточно сопереживать. Тот же Ирек Галлямов становится очень убедителен, как только в Дерамо вселяется душа Тартальи, – актер от души брюзжит, хамит и капризничает с большим удовольствием, чем расточает нежные чувства.
Едва ли не главным действующим лицом в “Короле-Олене” является сценография Сергея Скоморохова. В середине сцены высится шатер – он же гигантский тряпичный арлекин с большим кочаном головы, увенчанным “золотой маской”, символом престижной театральной премии. Пестрый арлекин-шатер активно обыгрывается в течение всего спектакля: это и волшебный истукан, проверяющий искренность невест, и Рончиславский лес, в котором блуждает Дерамо, превращенный в оленя. Тем не менее нельзя сказать, что остроумная идея получила изумительную сценическую выделку.
Единственное, что придает спектаклю целостность, – это музыка. Следует подчеркнуть, что Юрий Чаплин оформил “Короля-Оленя” не декоративным, как обои, звучанием, а придал музыке драматургическое значение. В тюзовском спектакле музыка и комментирует действие, и “приподнимает” лирические, любовные сцены, и “обобщает” происходящее в финале. А также, что немаловажно для несколько приунывшей (на субъективный взгляд автора статьи) труппы, музыка создает позитивный настрой и дает некий энергетический импульс, например, в песне “невест”. И все это понятно залу, так как высказано “демократическим” музыкальным языком.
Думается, эмоциональная реакция зала со временем наполнит связку “музыка – актер” искрометной энергией, спектакль “дозреет” до уровня, достойного красивого и внятного замысла.

Галина ЗАЙНУЛЛИНА,
Фоат ГАРИФУЛЛИН
(фото).

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще