Мне кажется, эту книгу-фотоальбом захочет приобрести для себя каждый, кому попадется она на глаза, – уж очень “вкусна”, привлекательна она как по полиграфическому исполнению, так и по содержанию. Название книги – “Культура Татарстана: наследие, события, лица”. Скажу сразу: это тот самый довольно редкий счастливый случай, когда текст – литературно-художественный, выверенный – удачно сплавлен с отменного качества цветными фотоснимками, авторами которых стали известные своим профессионализмом мастера. И тут невозможно определить, что главнее – текст или снимки, они – как сообщающиеся сосуды.
Перед редактором-составителем Ольгой Стрельниковой стояла непростая задача: как в нетолстую книгу (205 страниц) вместить богатство и разнообразие такого многомерного и сложного явления, как тысячелетняя культура нашей республики? В результате был найден верный метод отбора: отобразить те грани, достижения из совокупности материальных и духовных ценностей, которые складывались веками и десятилетиями и которыми мы по праву гордимся, ибо они придают нашей республике “лица необщее выражение”. Метод насколько верный, настолько и эффектный: читатель или открывает в знакомом для себя факте что-то интересное, новое, или может с удовлетворением дополнить сообщаемую книгой информацию о том или ином явлении личным опытом и впечатлениями.
Таким образом сложилась композиция книги, она состоит из шести глав, названия которых говорят сами за себя: “Всемирное культурное наследие”, “Места заповедные…”, “Сокровищница культурных и духовных ценностей”, “Театральная столица”, “Фестивальная жизнь”, “Музыкальное достояние республики”. Цель и предназначение книги раскрываются во вступительной статье заместителя Премьер-министра – министра культуры Татарстана Зили Валеевой. Говоря о развитии в ХХI веке мирового сообщества под знаком глобализации, в условиях которой опасны как потеря отдельным государством национальной самобытности, так и национальная ограниченность, она отмечает: “…Сегодня как никогда очевидно, что культура идет впереди экономики и политики, что ей принадлежит важнейшая роль в решении стратегических задач развития общества. Не случайно принятие любого политического или экономического решения относительно государственного субъекта предваряется знакомством с его культурой”. Далее она напоминает, что уникальность объектов культурного наследия Татарстана подтверждена включением историко-культурного комплекса Казанского Кремля в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, Болгарского историко-архитектурного и Свияжского историко-архитектурного и природно-ландшафтного комплекса – в Предварительный список ЮНЕСКО, Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина – в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Наконец, татарский национальный праздник Сабантуй номинирован в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.
Ведомый магией слова и красочных иллюстраций, читатель совершит увлекательное путешествие по территории Казанского Кремля, Болгарского музея-заповедника, острова-града Свияжск, побывает в Билярском городище, городке-музее Елабуге, прикоснется к тайнам Раифского монастыря, пройдется, испытывая неизъяснимое словами чувство благоговения и душевного трепета, по местам и улицам, где когда-то жили, творили, ходили Тукай, Лев Толстой, Максим Горький, Муса Джалиль… Словно въявь, он окунется в зажигательную атмосферу Сабантуя, а также фольклорных праздников других народов многонационального Татарстана, будет очарован музыкой и хореографией ставших традиционными в Казани Шаляпинского оперного и Нуриевского балетного фестивалей, станет участником международного фестиваля мусульманского кино “Золотой Минбар”…
Безусловным достоинством данного издания является предоставленная читателю возможность узнать о жизни и творчестве замечательных людей, стоявших у истоков той или иной области культуры Татарстана или внесших наиболее весомый вклад в ее развитие. Со страниц книги-альбома предстает блистательная галерея творцов – государственников, просветителей, поэтов, художников, музыкантов, зодчих… Достаточно назвать хотя бы некоторых из них: Улу Мухаммед, Кул Шариф, Марджани, Исхаки, Шишкин, Державин, Фешин, Урманче, Жиганов, Губайдуллина, – чтобы проникнуться величием их деяний на ниве культуры.
Впрочем, как говорится, лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Возьмите в руки эту книгу, и вы убедитесь в справедливости вышеизложенного.
Шамиль МАРАТОВ.