К 70-летию народного художника России Ильдара Зарипова
Главное для художника, для творческой личности вообще – проблема реализации своего потенциала, того, что ему предназначено судьбой. Потому что жизнь художника – это постоянная борьба. Трудная борьба с самим собой, с прошлым и настоящим ради будущего, борьба со средой, с окружающим миром – ведь этот мир не по голове человека гладит, а ставит перед ним множество преград и препятствий. И многие творцы в силу разных причин в этой борьбе терпят поражение, не успевают осуществить свои замыслы.
Мне кажется, что Ильдар Зарипов в этом поединке с судьбой все-таки одержал победу. С самого начала он выбрал свой путь служения идее Красоты, а не внешнему успеху, сиюминутной популярности и выгоде. Он никогда не писал картин к тем или иным датам, это было чуждо его душе. Но если его понимание красоты совпадало с требованиями идеологии и самой жизни, то появлялись такие картины, как “Фронтовик Ахат-абый”, “Хлеб войны” или “Папа”.
Вот уже почти сорок лет имя художника на слуху. Его картины неизменно притягивают внимание, их принимают или не принимают, но равнодушным не остается никто.
В чем же тайна Ильдара Зарипова? О чем его произведения и как в них изображается жизнь?
После окончания в 1968 году Суриковского института в Москве он начинал с простых, трогательных композиций о деревенском быте, о теплоте человеческих отношений, о счастье материнства, о ласке больших отцовских рук (“Дома”, “Папа”, “Байрам”). Прелесть уже первых его работ заключалась в неожиданной свежести, непосредственности, искренности. При абсолютной простоте и узнаваемости сюжетов картины заиграли новыми красками благодаря тому, что они были написаны широким, свободным движением кисти, звонкими, яркими оттенками, присущими национальному декоративному искусству, его колориту.
Много разных периодов было в творчестве И.Зарипова. Были годы, когда он обращался к социальным, историческим сюжетам, связанным с Гражданской, Великой Отечественной войнами, со строительством новых городов и дорог. Одно время его влекли образы талантливых творческих личностей с неординарной судьбой – Пушкина, Тукая, Шукшина, Пластова, Дейнеки. Потом он обратился к пейзажам – тонким, полупрозрачным, импрессионистическим…
Но всегда главным, основным в его творчестве был и остается образ Женщины. Как они у него прекрасны! Будь то крестьянская девушка в платочке среди зреющих хлебов с серпом в руке или любящая мать, прижимающая ребенка к груди, или таинственная Муза в старинном дворянском наряде, сидящая в полумраке аскетичной мастерской художника…
Интересно, что многочисленные и разнообразные женские образы на полотнах Зарипова имеют неуловимые черты сходства с его женой Светланой, посвятившей мужу всю свою жизнь и без которой он вряд ли мог бы стать тем мастером, каким мы его знаем. Хотя художник с хитроватой улыбкой и отрицает это, говоря, что лица своих живописных героинь он наблюдает и запоминает в жизни. Может, и так. Но его кисть, так или иначе, “не спросив автора”, оставляет на холсте черты Светланы.
Его взгляды на искусство практически не меняются с тех пор, как он избрал для себя стилистику реализма. Между тем сегодня в изобразительном искусстве открыто провозглашается “время авангарда”. Если и дальше так пойдет, считает художник, то это тупик. Выход из него он видит в возврате к здоровым традициям реализма мирового, русского, советского искусства и разумном взаимодействии с другими течениями и направлениями. Ибо реализм может быть очень разным, и творчество Зарипова – тому пример.
Зариповский реализм не в буквальном отражении действительности, а в символическом… Например, обнаженная красавица среди зимнего леса – как символ белизны и чистоты снега, как символ нарождающейся сказки (“Белоснежная”). А как удивительны линии плывущих в небе облаков, глубоких снегов, лежащих пластами на деревенской улице и вытянутые кверху шеи гусей, семенящих по этой же улице (“Зима пришла”). Какая гармония в этой композиции!
Живопись И.Зарипова всегда фигуративна, узнаваема во всем. Но изображения людей, животных, деревьев, предметов причудливо переплетены, и чаще всего так, как в жизни не бывает. Жизнь на его холстах всегда напряжена, заполнена до краев, насыщена множеством деталей. Кони, птицы и прочая живность плотно окружают людей, взаимодействуя с ними, придавая их образам особую поэтичность и гармонию. Предметы же – яблоки, яйца, гроздья рябины – складываются в яркую мозаику, напоминающую национальное узорочье. Эта непредсказуемость и “пестрота” жизни как раз и придает картинам художника неповторимое очарование. Они необычайно притягивают, заставляют подолгу всматриваться, “соприкасаться” с ними памятью и душой.
У Ильдара Зарипова рисунок не всегда точен. Как признается сам художник, он это делает сознательно. Если не “сломать” что-то, то не получится тот образ, который ему нужен. “Правильный неправильный художник”, – смеясь, говорит он о себе. Эта “неправильность” рисунка составляет его неповторимую стилистику и является сутью живописи мастера.
В душе живописца – несмотря на возраст, жизненные невзгоды, – нет усталости, он гонит ее прочь. Зарипов любит жизнь во всех ее проявлениях, красках. “Жить всегда интересно”, – говорит художник. У него есть мечта: взять паузу в живописи и снять фильм об искусстве. Самому написать сценарий и прикоснуться к тайнам живописи уже языком кино.
Действительно, такому мастеру, как Ильдар Зарипов, есть что сказать, оглядываясь на пройденный творческий и жизненный путь. И думается, это повествование будет не менее волнующим, чем его живопись.
Дина ВАЛЕЕВА,
кандидат искусствоведения.