В Выставочном зале ГМИИ РТ казанская художница Лариса Евграфова представила произведения разных жанров, созданные ею в последние годы.
Знакомясь в течение ряда лет с творчеством этой художницы, общаясь с ней, проникаясь созданными ею образами, я думала, что легко смогу рассказать о тех ощущениях, мыслях, что рождают в душе ее картины. Но, оказавшись перед чистым листом бумаги, я поняла, что это совсем не легко. Наверное, потому, что Лариса по-настоящему талантлива, одинаково успешна и в живописи, и в графике, она также пробует себя в малых формах скульптуры и еще пишет стихи – искренние, пронизанные невероятной для наших дней чистотой. Словом, это сложная, многогранная творческая личность.
В Татарстане работает немало интересных художников, но и среди них Евграфова отличается своеобразным подходом к изображению жизни, особенной передачей настроений. Художница работает много и плодотворно. На ее полотнах жизнь и фантазии о ней предстают яркими и чистыми. Это и пейзажи, и портреты, и натюрморты, и жанровые сцены. Чувствуется, что Лариса Евграфова училась и продолжает учиться на классических примерах, и прежде всего у художников начала ХХ века. В ряде ее картин мелькают отблески живописи Матисса, Сезанна, Гогена. Но это не прямое подражание или стилизация, а полнокровные, именно ее, Евграфовой, образы и ею же найденный колорит. Кажущиеся обычными композиции: уголок городского сада, интерьер комнаты, букет цветов, чье-то лицо – несут в себе какой-то скрытый смысл, имеют еще второй план.
Картины этой художницы останавливают внимание, будят мысли о простом, обыденном и сложном, необъяснимом. Всматриваясь в них внимательнее, ловишь себя на безмолвном диалоге с этими картинами. О чем говорят нам усталые глаза немолодой женщины? Что таят в себе спрятавшиеся в густой зелени старые дома, которые неумолимо теснят городские многоэтажки?
В живописи Ларисы Евграфовой поющие, говорящие, живые краски. Через них нам открывается светлый, но и полный сомнений, надежд духовный мир художницы. Колорит картин строится то из резких, контрастных мазков, то из плавных, неуловимо переходящих один в другой акварельных, пастельных тонов. Сюжеты вроде обычные – это улицы, скверы, дома; спокойные и ясные лица близких художнице людей. Но есть сюжеты и ирреальные – ангелы, осеняющие своими крылами хрупкие фигурки людей, словно оберегая их; это и странные тени, спрятавшиеся в стеблях цветов.
На картинах Евграфовой, как мне показалось, в зависимости от освещения краски “движутся”: при вечернем – они кажутся более насыщенными, глубокими, а при свете дня цвета истончаются, светлеют, становятся более мягкими. Такое живое, “трепещущее” движение цвета я впервые ощутила рядом с ее картиной “Март. Сумерки”. Я долго всматривалась в нее, пытаясь понять, что там, за фиолетовым небом, за синим вечерним снегом и последними, закатными лучами солнца, высветившими желтым стены дома? Только в живописи настоящего художника появляются вторые и третьи планы, которые, несмотря на простейший сюжет, рождают мысли, ассоциации, волнение, предчувствия.
Художница всегда в поиске, в стремлении постичь жизнь глубже в ее философичности и обыденности. Именно это волнует и зрителя. В изобразительном искусстве современного Татарстана творчество Ларисы Евграфовой – одна из тех ярких страниц, которые привносят в нашу художественную жизнь особый свет, свою оригинальность и неповторимость.
Дина ВАЛЕЕВА,
кандидат искусствоведения