В России нынче стало модным снимать исторические фильмы. За каких-то два-три года их в отечественном кинопрокате вышло чуть ли не больше, чем было снято за прошедшее десятилетие в целом. Однако разрекламированные и напичканные всевозможными спецэффектами “Адмирал”, “Тарас Бульба”, “Господа офицеры: спасти императора” и многие другие работы заставили добрую половину посмотревших их задуматься, а могут ли вообще в России снимать качественные исторические фильмы?
Могут. На минувшей неделе на большие экраны страны вышла картина одного из самых заметных российских режиссеров Павла Лунгина “Царь”, повествующая о временах правления Ивана Грозного. Честно говоря, многие зрители ожидали выхода фильма с большим нетерпением и с некоторой долей сомнения. Во-первых, снимать историческое кино в России – процесс достаточно сложный и трудоемкий, справиться с которым под силу не каждому режиссеру, отсюда и такое количество откровенной халтуры. Требуются специальные декорации, качественный подбор актеров… Да и потом, на всякое значимое событие или время в прошлом страны у нас традиционно существует как минимум пять точек зрения. Поэтому, какую ни выбери, – обязательно останутся недовольные. Во-вторых, до последнего момента с трудом верилось в то, что Лунгин сможет снять что-то не менее достойное своего “Острова”.
В итоге сомнения были развеяны. По силе эмоционального воздействия на зрителя “Царь” ничем не уступает “Острову”, а в каких-то моментах его даже превосходит. Оправдались и средства, вложенные в воссоздание исторических сооружений и нарядов той эпохи. Декорации, построенные в Суздале специально для съемок, и костюмы не просто органично вписались в канву исторического повествования, но и во многом помогли передать на экране угнетающий дух того времени. В закоулках опричного дворца, в грязном крестьянине в рваной рубахе, в молитвах со слезами на глазах – всюду чувствуется атмосфера грозного шестнадцатого века. Можно с уверенностью сказать, что за каждой фамилией в титрах картины стоит большая работа, проделанная добросовестно и кропотливо, будь то известный актер или помощник гримера.
Об актерах хотелось бы сказать отдельно. Главная роль изначально писалась в расчете на Петра Мамонова. Как заметил в одном интервью Павел Лунгин, еще на съемках фильма “Остров” он увидел в Мамонове образ противоречивого русского правителя. Беззубый, с горящим взором на грани безумия. Это не просто актер, играющий царя, это целая история, сошедшая с экрана. Именно таким мы и представляем Ивана Грозного с его жестокостью и богобоязненностью.
Примечательна картина еще и тем, что она стала последней работой несравненного Олега Янковского, который просто великолепно справился с ролью митрополита Филиппа. Рабочим названием фильма долго значилось “Иван Грозный и митрополит Филипп”, и только в последний момент было решено сократить его для простоты восприятия. Однако образ Филиппа в картине, созданный Янковским, не менее значим, чем царь Мамонова. Противостояние этих двух персонажей в фильме олицетворяет веру в Бога, святость и гуманизм в контрасте с кровожадностью и тиранией. То ли тяжелая болезнь известного актера, то ли предчувствие скорой смерти наложило печать трагизма на самого Янковского. Невозможно описать словами то выражение лица, с которым он предстает перед зрителями в той или иной сцене. Но несмотря на драматизм роли, Олегу Ивановичу удалось передать всю ту веру в Бога, мужественность и смелость, лишенную гордыни, которые воплотились в образе митрополита Филиппа. Хочется надеяться, что в памяти зрителей Олег Янковский останется именно таким святым старцем со взглядом, полным страдания за судьбу угнетенного народа. Одну из лучших ролей судьба преподнесла актеру перед его смертью как прощальный дар.
Из персонажей второго плана поразила Мария Темрюковна, вторая жена Грозного, в исполнении Рамили Искандер. Эту театральную актрису не часто встретишь на экране, но ее талант поистине впечатляет. Ей удалось так тонко и выразительно сыграть свою маленькую роль, что она стала настоящим украшением картины.
И, конечно же, главным достоинством фильма стала замечательная режиссерская работа. Историю можно снимать по-разному: делать из нее псевдогероическую браваду, как это было в “Адмирале”, или же яркий фантик с конфетой-пустышкой, как в “Тарасе Бульбе”. Павел Лунгин не стал делать ни того, ни другого и уж тем более не пытался анализировать предысторию событий и показывать их последствия. На первый план в его фильме вышла не сама история государства Российского, а человек в этой истории со всеми его чувствами, противоречиями и страхами. Режиссер мастерски заставляет сидящих в зале заглянуть в глубь себя, подталкивает их к размышлению о том, как бы они поступили в подобной ситуации.
Лунгин не старается запугать зрителей кровавым месивом, сдобренным графическими спец-эффектами, или смакованием сцен пыток и расправ над людьми. Он создает атмосферу того времени, от которой невольно проходит мороз по коже, при помощи одного лишь взгляда своего героя. Чего только стоит сцена, в которой девочка-блаженная пытается образумить разъяренного медведя с помощью иконы Богоматери. Невозможно не содрогнуться, глядя на эти большие, наполненные какой-то святостью детские глаза.
“Грозный царь – грозное время”. В самом слогане фильма заключается главная идея Лунгина отказаться от политических хитросплетений, сюжетного нагромождения и показать весь трагизм той эпохи через призму личности самого царя. Он рассказывает нам историю о Боге, власти, одиночестве, борьбе противоположностей, зависти и ответственности так же просто и доступно, как мать, которая читает своему сыну сказку о добре и зле: “Жил-был царь…”