Под звездой Марселя Салимжанова

Сегодня в Казани состоится торжественный вечер, посвященный 75-летию со дня рождения народного артиста СССР Марселя Салимжанова…

Сегодня в Казани состоится торжественный вечер, посвященный 75-летию со дня рождения народного артиста СССР Марселя Салимжанова, почти сорок лет бессменно стоявшего за штурвалом корабля под названием Татарский академический театр.  Еще одним приношением памяти Мастера станет завтрашняя премьера  камаловцев – спектакль “Кукольная свадьба” по произведениям Гаяза Исхаки в постановке Фарида Бикчантаева.

Марсель Салимжанов возглавил Камаловский театр   в 1966 году, вскоре после того как в его труппу влились молодые выпускники Московского театрального училища имени М.Щепкина – Ринат Тазетдинов, Нажиба Ихсанова, Равиль Шарафеев, Азгар Шакиров…  Салимжанову тоже   повезло на учителей. В ГИТИСе он учился сначала у Андрея Лобанова, а выпускал их курс Андрей Гончаров. Оба – знаменитые режиссеры, профессора… Но прежде всего от своих родителей – замечательных камаловских актеров Хакима Салимжанова и Галии Нигматуллиной – унаследовал режиссер беззаветную любовь к татарскому театру, трепетное отношение к его истории и традициям.

Первый успех пришел к Салимжанову под знаком татарской классики, и в первую очередь драматургии Карима Тинчурина, пьесы которого Салимжанов ставил свежо, зрелищно… Одновременно он привлек в театр молодых талантливых драматургов. По-своему уникален их многолетний творческий союз с Туфаном Миннуллиным.  В общей сложности Марсель Салимжанов поставил около двадцати его пьес. Среди них и легендарный “Альмандар из деревни Альдермыш”, премьера которого состоялась в октябре 1976 года. Притчевая основа драматургического материала позволила создать многомерный спектакль, где переплелись сочные бытовые и театрально условные пласты образности. Настоящим художественным открытием стал образ старика Альмандара в исполнении Шауката Биктемирова. На первый взгляд это обыкновенный деревенский старик, очень земной и узнаваемый. Но в характере Альмандара воплотилась сама мудрость жизни, стихийная, вечная, которая сильнее смерти…

В 1979 году создатели  “Альмандара” – драматург Туфан Миннуллин, режиссер Марсель Салимжанов и исполнитель главной роли  Шаукат Биктемиров – были удостоены Государственной премии РСФСР им.

К.С. Станиславского. О невероятном зрительском успехе “Альмандара из деревни Альдермыш” говорит и тот факт, что спектакль более тридцати лет оставался в репертуаре театра. 

А любимым русским драматургом Салимжанова был Александр Островский. У Марселя Хакимовича на этот счет была даже своя теория. Он говорил: “За редким исключением пьесы Островского пришлись по душе татарскому зрителю. Может, оттого, что в существовании купеческого Замоскворечья и Казанской слободы, где в середине XIX столетия жили татары, и впрямь было много общего. И эта долгая жизнь по соседству повлияла на таинственное родство душ и сближение национальных характеров”. Такие спектакли Салимжанова, как “Бешеные деньги”, “Бесприданница”, “Светит, да не греет”, окончательно закрепили за Островским славу “татарского драматурга”.

Марсель Салимжанов не верил тем режиссерам, которые говорили, что им безразлично – ходит публика на их спектакли или не ходит. “Когда я вижу, что зрительный зал заполнен только наполовину, – говорил он, – у меня возникает ощущение полной бессмысленности того, что я делаю”. И   самым большим своим достижением режиссер считал то, что у театра появился свой  безгранично преданный “камаловский” зритель.

При этом Салимжанов редко сознательно подыгрывал публике, но еще реже навязывал  ей свои вкусы и пристрастия. Скажем, Марсель Хакимович любил Чехова, считал его гениальным драматургом, но не был уверен в том, что его пьесы будут иметь успех у татарского зрителя, который воспитан на социальном гротеске, яркой внешней характерности и вряд ли бы воспринял тонкую душевную эксцентричность героев Чехова.   И даже   Шекспир, пьесы которого неоднократно ставились на татарской сцене, представлялся ему слишком сложным, не отвечающим ментальности татарского зрителя.  Так Салимжанов в конце концов отказался  от мысли поставить “Ричарда III”, хотя много об этом  думал и даже делал первые прикидки. Вместе с тем он  вновь и вновь “лопатил” татарскую классику,  ночи напролет проводил за чтением пьес  молодых татарских драматургов.

“Марсель Хакимович ушел из жизни непростительно рано, – пишет в своей книге “Остров в океане”, посвященной Камаловскому театру, московский театральный критик  Борис Поюровский. – Он был переполнен всевозможными художественными замыслами и совсем не готовился к смерти. Нынешняя труппа состоит из его учеников и соратников. Он оставил после себя не просто добрую память, что тоже важно. Но великолепный, работоспособный ансамбль, собранный из уникальных индивидуальностей во всех поколениях. А главное – воспитал преемника, талантливого, тонкого, образованного, интеллигентного режиссера Фарида Бикчантаева… Как и Салимжанов, он считает, что без своей драматургии не может существовать национальный театр. Но при этом прекрасно осознает, что современное искусство активно сопротивляется нарочито замкнутому пространству, что ему жизненно необходимы контакты на разных уровнях, чтобы постоянно быть готовым к встрече с Шекспиром, Лопе Де Вега, Мольером, Чеховым…”

Валерий Яковлев, народный артист СССР, художественный руководитель Чувашского академического драматического театра:

“Прекрасный режиссер, блестящий оратор, обаятельная и многогранная личность, гордость татарского театра Марсель Хакимович Салимжанов войдет в историю российского театра как выдающийся мастер сцены. Мы часто встречались с ним в разных городах,   соревновались на театральных фестивалях, дружили…

Быть другом Марселя – великая честь. Его человеческая аура и энергетика обволакивала, завораживала талантливостью всех и всегда! Его спектакли – законченные сценические творения, выстраданные всем сердцем.  Они отличались ясностью и совершенством во всех   сценических компонентах. Марселю Салимжанову  чужда была поверхностность. Не случайно рядом с ним выросла и расцвела целая плеяда замечательных актеров татарского театра, которых обожает свой зритель, мастерством которых  восхищаются во многих городах и регионах страны”.

При Салимжанове в театре зародилась добрая традиция: каждый год перед открытием  нового сезона камаловцы навещают могилы ушедших из жизни коллег  и возлагают цветы. Эта традиция жива…  Как и еще одна, зародившаяся уже после ухода из жизни Марселя Хакимовича, – каждый год в день его рождения, 7 ноября, в театре играют премьеру в память о своем художественном руководителе… Начало этой традиции положил спектакль “Черная бурка” по пьесе Георгия Хугаева, которую Салимжанов хотел сам поставить, но не успел… Сегодня это, пожалуй, самая “титулованная” постановка Камаловского театра. В каком бы театральном фестивале ни участвовала “Черная бурка”, без наград камаловцы не уезжали… Хочется думать, что такой же счастливой будет сценическая судьба и спектакля  “Кукольная свадьба”, который тоже родился под звездой Марселя Салимжанова.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще