Обзор художественных выставок
Представьте, из дорогого магазина выходит женщина. Легкий шарф, загорелая шея, уложенная прическа, умелый макияж. Она несет себя небрежно и стремительно. Искусство? Да, искусство или, точнее сказать, стильность. Это же качество объединяет несколько художественных выставок, открывшихся недавно в Казани.
В выставочном зале Музея изобразительных искусств РТ работают две экспозиции Казанского фотоклуба. Их авторы – Альберт Кузнецов и Валерий Павлов.
Фотографии Альберта Кузнецова выполнены в жанре ню. Да, акцент сделан именно на обнаженном женском теле, красота которого из века в век привлекает художников. Его плавные изгибы, формы, фактура кожи, особенно нежной в сочетании с грубым льном. Или напряжение мышц ног или рук – то, что нам кажется таким эстетичным, например, в балете, художественной гимнастике. И все это – на черном или белом фоне, с помощью чего, наверное, автор хотел возвысить физику до метафизики. Видимо, для этого же он скрыл лица или не сделал на них особенного акцента.
Но все-таки, на мой взгляд, получилось другое. Вот, например, одна из работ – на ней изображены женское бедро и банан. Чем является такое сравнение женщины и фрукта, решать феминисткам. Но очевидно: сколько бы ни крутил, ни вертел фотохудожник свои модели, у тела все равно ограниченные возможности. Оно не может больше, чем оно может. Наверное, поэтому фотографы подобного направления неминуемо повторяются и повторяют друг друга.
Если мои предположения верны, то чего же не хватает этому совершенному во всех отношениях телу, какой неограниченной свободы? Тут я соглашусь с мнением одного из посетителей выставки, которое он оставил в книге отзывов: “Женщина красива. Вы это показали. Но ведь есть еще глаза, выражение лица, не только обнаженные формы…”
На фотографиях Валерия Павлова изображены пейзажи. А вот то, как они поданы, говорит об их внутреннем сходстве с работами Кузнецова. Они поданы красиво, поражая цветовой интенсивностью и масштабами. Это холмы, заросшие лесами; долины в утреннем тумане; свинцовые холодные реки; поля, покрытые снегом; небеса, где горят в закатном свете облака. Хорошие пейзажи. Природная материя дана не менее чувственно, чем телесная, – плавность сугробов, шероховатость снежного покрова, мягкость разлетающихся облаков. Но кажется, что на этих фотографиях природа отдельна от человека. И что должен чувствовать человек, когда глядит на эту отдельную красивую природу? Куда ему там втиснуться со своими повседневными заботами? В связи с этим мне вспомнился Левитан, мастер живописных пейзажей. Его умение заключалось в том, что он мог из простого, ничем не примечательного и даже блеклого русского пейзажа сделать нечто, от чего люди в прямом смысле плакали. Эти картины природы выражали их душу, их тоску, радость или надежду…
А в литературно-мемориальном Музее А.М.Горького открылась выставка трех художниц – Лады Аюдаг из Казани, Натальи Шепелевой из Самары и Натальи Сюзевой из Пензы.
Стильность – тоже одно из качеств этих работ. Особенно это заметно на картинах Натальи Шепелевой и Натальи Сюзевой. Пузатые кофемолки с изогнутыми длинными ручками, клетки с тонкими прутьями, изящные шеи дам, острые крыши, покрытые черепицей, – часто в одном бледно-коричневом тоне, под старину. Я не впервые встречаю такие работы на казанских выставках, причем они всегда бывают выполнены женщинами. Смею предположить, что с помощью такого антуража художницы стремятся создать мечтательную обстановку, в которой живут красивые умные женщины с тонкими пальцами, милые ангелы, белые птицы и дети с таинственными глазами. Здесь обязательно пахнет свежим кофе, просвечивают цветные бутылки, звенят колокольчики и играет шарманка. Это такая идеализация мира, которая минует реальность и сразу уводит в сказку, в веселую выдумку, где нет никаких проблем… Такие работы хороши в качестве иллюстраций к детским книжкам. Их охотно покупают и в качестве декоративного элемента интерьера. Как написала в книге отзывов одна из посетительниц выставки: “Эти картины приятно посмотреть и легко забыть”.
В Национальном музее РТ продолжает работать выставка Никаса Сафронова. По словам сотрудников музея, экспозицию каждый день посещает от 60 до 400 человек. Судя по книге отзывов, впечатления от нее противоречивые. Женщины оставляют в книге свои телефоны и пишут о том, что очарованы автором как мужчиной (“Я видела вас по телевизору и всегда испытывала к вам доброе и щемящее чувство радости и тепла”). Но некоторые зрительницы не скрывают своего разочарования: “Очень переживаю, что не нашла ничего настоящего, живого, талантливого на вашей выставке”. Посетители-мужчины не держат в памяти романтический образ художника, а потому более категоричны в своих отзывах: “Китч, американщина, цветная фотография!” Впрочем, как говорят сотрудники музея, многие из посетителей не оставили письменных отзывов, но выразили им устную благодарность “за вернисаж лучшего живописца современности”.