“Игры в кругу”: открывая себя, открываем других

Ехать в Тюмень не хотелось. Далеко. Да и прогноз погоды обещал все дни, которые предстояло провести в Сибири, дожди. Однако приглашение исполкома Всемирного конгресса татар сулило участие в мероприятии, которое показалось не просто интересным, но и знаковым для татарской культуры.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Ехать в Тюмень не хотелось. Далеко. Да и прогноз погоды обещал все дни, которые предстояло провести в Сибири, дожди. Однако приглашение исполкома Всемирного конгресса татар сулило участие в мероприятии, которое показалось не просто интересным, но и знаковым для татарской культуры. И вот три автобуса, в которых разместилось более ста человек, двинулись из Казани в неближний путь. А лежал он на второй Всероссийский фольклорный фестиваль “Тугэрэк уен” (“Игры в кругу”). С нами ехали участники художественной самодеятельности из ряда районов республики, ученые, фольклористы, мастера прикладного искусства со своими изделиями.

День первый. Ознакомительный

В Тюмени нас ждали в удивительном по красоте уголке природы – санаторном лагере “Витязь”, который расположился в сосновом бору в тридцати пяти километрах от областного центра. Именно здесь организатор фестиваля – Конгресс татар Тюменской области решил разместить четыре сотни гостей, участников “Тугэрэк уен”, которые приехали сюда из девятнадцати регионов России – от Чувашии до Норильска.

Первый день фестиваля ушел на то, что мы знакомились с распорядком предстоящих мероприятий, выбирали те мастер-классы, которые хотелось бы посетить. Руководители и кураторы групп представлялись друг другу, готовились к открытию, которое было решено сделать на базе лагеря. Творческие коллективы приглядывались к репетициям других. Репертуар самодеятельных артистов просто удивлял. И вот тут надо сказать о самой сути нового всероссийского национального фестиваля, который сегодня с полным правом можно назвать уникальным.

Идея его родилась у предпринимателя, далекого от сферы культуры. Но вот судьба своего народа, искреннее переживание за состояние его духовной сферы, а главное – понимание, что теряется самобытность уникального, многоликого этноса, ценность которого в составляющих его группах, порою разительно отличающихся друг от друга, не могли оставить его равнодушным.

Речь идет о татарском бизнесмене из Саратова, мишарине родом из Старокулаткинского района Ульяновской области, генеральном директоре ЗАО “Гэксар” Эдуарде Галееве, которого наш министр культуры Зиля Валеева назвала “отцом фестиваля”. Именно на его средства был затеян первый федеральный татарский фольклорный фестиваль, который стартовал на его родине. Эдуарду Анваровичу повезло – его идея легла на благодатную почву. Он обратился в Государственный центр сбора, хранения, изучения и пропаганды татарского фольклора Минкультуры РТ прямиком к его директору Фанзиле Завгаровой. Фанзиля Хакимовна подхватила идею. И прошлогодний фестиваль со всеми недочетами “первого блина” показал, как актуальна была задумка и как вовремя организаторы буквально за хвост ухватили уходящее время.

День второй. Ошеломивший

Оказывается, мы забыли саму суть слова “фольклор”, принимая за него тот лубок, которым щедро потчуют нас с эстрады. Одно из жестких требований нового фестиваля заключается именно в том, чтобы репертуар того или иного творческого коллектива, представляющего определенную этническую группу татар, был аутентичным. То есть подлинным. Да и критерии оценок у жюри, которое возглавил известный музыкант Расим Ильясов, были достаточно строгими. Оценивалась самобытность выступления, оригинальность исполнения, отсутствие клише, подлинность фольклора, этнографическое направление номера, его сценическое воплощение и, непременно, – традиционность костюма.

И тут российская глубинка нас просто ошеломила. Признаться, было даже неловко смотреть после выступлений нагайбаков, челябинских или свердловских татар, сибиряков, тобольцев номера подавляющего большинства татарстанских коллективов. А один из них, достаточно известный и с претензией на этнографичность, просто “убил” исполнением своих номеров под “фанеру”, что просто неприемлемо на фестивалях такого формата. Быть может, уже на этапе отбора для приглашения на конкурс нужно отсеивать коллективы такого рода. Да, костюмы у татарстанцев, спору нет, богатые, красочные. Но будто под одну копирку сшитые в каком-то непонятном “общеказанском” стиле. И кто скажет, чем отличается наш Пестречинский район от Сабинского? А номера и вовсе показались списанными с методички по проведению Сабантуя. И не удивили, и не порадовали.

И тут ярким солнышком блеснули фольклорный ансамбль “Дуслык” из челябинской деревни Арслан и оттуда же – вокальный ансамбль “Лейсан”. Костюмы – настоящие. Вот такие носили сотни лет арслановские бабушки-дедушки, молодухи-джигиты, такими бережно сохранили их потомки. Признаться, так эти костюмы запали в душу, что до сих пор перед глазами стоят. Удивила расцветка платьев: на черном поле плотным тамбурным швом, закрывая чуть ли не все полотно, – многочисленные яркие, сочные цветы. Они же украшают фартук, рукава. Поразил нагрудник. Он широкий, до пояса, полностью украшенный монетами.

А уж когда на сцену вышел фольклорный ансамбль песни и танца “Сардария” из свердловской деревни Аракай, то весь зал просто ахнул. От нахлынувшего восторга, от переполнивших чувств. Костюмы, танцы, ритм – все настолько живое, настоящее, что начинаешь понимать истинное значение того мудреного слова “аутентичность”, которое нынче в ходу. Не случайно именно этот коллектив увез в прошлом году гран-при фестиваля “Тугэрэк уен”.

Не меньший интерес вызвали и хозяева нынешнего фестиваля – сибирские татары. И тоже: оригинальный репертуар, наряды. Те, в которых ходили еще их бабушки.

Одним словом, не фестиваль, а настоящий праздник татарского этноса. И каждая его группа разительно отличалась от другой. И не только костюмами, но даже – речью. Столько диалектов татарского языка одновременно в одном месте мне еще слышать не приходилось. Тут и “цокающие” сибиряки, и “чекающие” мишаре, и “щекающие” волжские татары…

И потому задача жюри была нелегка. Как заметил один из его членов, доцент Казанской консерватории, известный ученый Геннадий Макаров, сделать выбор при том, что фольклор исполнялся с высокой степенью подлинности, а уровень подготовки коллективов демонстрировал уважение к культурному наследию прошлого своей этнической группы, оказалось непросто. И эта преемственность традиций народного искусства, своеобразие манеры исполнения и особенности народных обычаев, обрядов и праздников татар различных регионов России рождает надежду на то, что богатое музыкальное наследие нашего народа не затеряется под натиском эстрадных аранжировок.

День третий. “Мастер-классный”

Не могу не вернуться к беседе с Геннадием Макаровым, который посвятил свою жизнь татарской традиционной музыкально-инструментальной культуре, народно-певческим стилям, собиранию народных песен.

– Я бы отдельно подчеркнул роль Центра татарского фольклора, чья работа с заинтересованными организациями, в том числе и нашей консерваторией, и университетом культуры, по популяризации народного творчества ведет к возрождению таких забытых фольклорных жанров, как баиты и мунаджаты, в исполнительной ритмике которых так или иначе присутствует музыка. Воссоздается традиционный способ исполнения на татарских народных инструментах, что особенно ярко продемонстрировал нынешний фестиваль.

Но вместе с этим проводятся и республиканские, региональные научно-практические конференции по таким важнейшим проблемам возрождения этнокультур, как “Народные инструменты и музыкальная культура народов Поволжья”, “Возрождение татарских традиционных инструментов и традиционного исполнительства”. Предложения доводятся до самых высоких структур республики. Однако заметного сдвига не произошло. По-прежнему татары и все соседствующие с нами народы не слышат ни сурнай, ни саз, ни домбру, продолжая считать главным народным инструментом гармонь. Татарский курай, который сегодня почти кустарно мастерят из металла либо из пластмассы, в старину имел несколько разновидностей и, как правило, был из дерева.

В полной мере насладиться звучанием настоящих инструментов удалось только благодаря двум коллективам – ансамблю “Жомга кон”, который действует при Казанском университете культуры, и детскому инструментальному ансамблю “Шытыр-Шатыр” тюменского села Чикча. Именно последний коллектив увез нынче главную награду фестиваля, которую вручил ему председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров. Это сертификат на пошив костюмов в столице Татарстана. Не скрою, многие не преминули высказать опасения: костюмы, в которые оденут победителей, окажутся теми же “общеказанскими”. Но тут уже все будет зависеть от настойчивости, твердости руководителя коллектива.

На самом фестивале были заявлены несколько мастер-классов, популярность которых просто зашкаливала. Ежевечерне устраивались традиционные татарские “Кечке уен”, на которых настоящими заводилами были девушки-аниматоры из молодежного движения тюменских татар. Хотя и студентки из Казанского университета культуры показали такой высокий класс, что мы имели повод погордиться и нашим подрастающим поколением.

Мастер-классы шли при переполненных залах. Не пробиться было к Геннадию Макарову, который не только продемонстрировал особенности исполнения мунаджатов, но и показал уникальную технику игры на собственноручно изготовленных древних татарских музыкальных инструментах.

Ведущий научный сотрудник Центра татарского фольклора Давлят Умеров, чья тема “Постановка татарского народного танца на сцене” вызвала просто ажиотажный успех, был вынужден в пять раз превысить отведенное ему время.

Заведующей кафедрой этнохудожественного творчества Казанского университета культуры, кандидату педагогических наук Алсу Еникеевой, обозначившей свою тему как “Сценическое воплощение обрядового фольклора”, пришлось говорить о куда более широких материях, чем просто сцена.

Нелегко пришлось директору Центра татарского фольклора Фанзиле Завгаровой, которая делилась методикой и программой собирания фольклора с сотрудниками учреждений культуры. Куда проще было бы просто устроить выездное заседание центра. Такое количество вопросов, предложений и мнений осилить за один раз было просто трудно.

И это стало лишним подтверждением тому, насколько верен выбор направления этого фестиваля. Народ в глубинке, как признался художественный руководитель фольклорного ансамбля песни и танца “Сардария” из Свердловской области Салават Губаев, просто изголодался по такому общению.

День четвертый. Прощальный

О том, кто получил гран-при, я уже сказала. Были еще именные призы. Специальный приз имени Альминур Патршиной достался исполнительнице мунаджата Махиле Ахиной из Вагайского района Тюменской области, спецпризом имени Ишана Хансоярова наградили руководителя народного фольклорного ансамбля “Навруз” Раису Имамиеву, представлявшую Сабинский район Татарстана. Особый приз имени Сагита Сунчелея получил татарский народный фольклорный коллектив “Жаухар” из Пестречинского района. Признаться, мне показалось, что некоторые из этих призов были вручены только потому, чтобы как-то отметить присутствие районов Татарстана на этом мероприятии.

Основные награды распределились так: среди фольклорно-этнографических коллективов лучшим признан челябинский ансамбль “Дуслык”, лучшими инструментальным коллективом и исполнителем на традиционных музыкальных инструментах стали оркестр традиционных народных инструментов “Шаян ноталар” из Ульяновской области и тюменец Абузар Миннебаев. Высоко оценило жюри вокальные данные народной певицы Начии Хакимовой из Тобольска, а вот ульяновка Магира Мусеева признана лучшей исполнительницей мунаджатов. Порадовали малыши из ансамбля “Шаян”, представлявшие тюменскую деревню Янтык. Искренне аплодировали казанскому детскому этнографическому ансамблю “Мирас”, показавшему фольклорные танцы астраханских татар.

А вручали все эти награды в новом драматическом театре на заключительном гала-концерте фестиваля. До начала торжества Тюмень впервые стала свидетелем столь необычного для нее события: на площади перед театром шел татарский перепляс, да такой, что из проезжающих мимо автобусов просто на ходу выскакивали пассажиры, чтобы не пропустить удивительное зрелище. Тут плясал “Тугэрэк уен”. Сотни участников фестиваля без передыха почти два часа веселили здесь народ под задорную татарскую музыку. А уж когда к этой толпе присоединились министр культуры Татарстана Зиля Валеева и сопровождающие ее тюменские чиновники во главе с председателем Тюменской областной думы Сергеем Корепановым, тут и вовсе праздник выплеснулся через край.

Кстати, надо отдать должное не только дипломатическому такту нашего вице-премьера, но и ее женскому обаянию. Во многом благодаря активному участию в этой акции Зили Рахимьяновны тюменский фестиваль смог обрести тот уровень, который он продемонстрировал. Это несомненно. Только организаторы знают, какими усилиями Конгрессу тюменских татар удалось осуществить эту идею. Что скрывать, были не только те, кто не понимал необходимость развития татарской темы на сибирской земле, но и откровенно противодействовал этим планам. И таких еще надо было убедить, что разговор о судьбе одного этноса и его стремление сохранить свои истоки принесет только пользу каждому, кто окажется в орбите этих интересов. Зиле Валеевой это удалось.

На гала-концерте объявили, что третий Всероссийский фестиваль фольклорных коллективов “Тугэрэк уен” пройдет в Свердловской области. Символ праздника был торжественно передан в руки исполнительного директора Свердловского областного отделения Всемирного конгресса татар Фавие Сафиуллиной.

Итоги фестиваля еще будут подведены и учеными-фольклористами, и его устроителями. Но уже сейчас можно сделать выводы. Организация любого мероприятия такого уровня – тяжелый труд. И важно, чтобы нашлись те, кто, несмотря на все финансовые или иные трудности, считает для себя важным поддержать стремление сохранить истоки народного творчества.

– Особенно приятно, что помощь Всероссийскому фестивалю татарского фольклора “Тугэрэк уен” оказывают предприниматели Татарстана, – заметила главный его организатор Фанзиля Завгарова. – И как тут не упомянуть группу компаний DOMO, серьезно поддержавшую нас. Как оказалось, она имеет в Тюмени свой гипермаркет бытовой электроники. И немало удивила тем, что у нее здесь богатейший выбор записей татарских песен. Вот так, открывая себя, мы открываем и других…

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще