Любовь под маской спокойствия

Непросто отыскать в русском языке слова, которыми можно охарактеризовать особенности китайского кинематографа.

Автор статьи: Анна КИЛЬЧЕВСКАЯ

Непросто отыскать в русском языке слова, которыми можно охарактеризовать особенности китайского кинематографа. Подобно замысловатым иероглифам, фильмы Поднебесной представляют собой нечто мелодичное, обволакивающее, декорированное и непонятное нашему менталитету, но все-таки очень притягательное и своеобразно красивое.

Окунуться в мир туманных пейзажей и ярких костюмов на этой неделе смогли жители Москвы и Казани. Именно в этих двух городах в рамках Года китайского языка в России прошла Неделя китайских фильмов. После тщательного отбора кинематографисты КНР привезли к нам шесть наиболее интересных современных картин. Все они – драмы: лирические, биографические, военные и приключенческие. Среди них мюзикл “Возможно, любовь”, военная драма “Играть сбор!”, интерпретация шекспировского “Гамлета” “Убить императора”, мелодрама “Девушка Нуань” и две автобиографические картины о жизни мастера кунг-фу Ип Мань и великого китайского актера Мэй Ланьфан.

Надо сказать, ежегодно в Китае выпускается в свет до четырех тысяч фильмов, часть из которых демонстрируется в кинотеатрах, другие транслируются на телевидении, а остальные и вовсе предназначены только для показа в деревнях. Такое большое количество картин объяснимо: жители Поднебесной очень трепетно относятся к своим фильмам и с удовольствием ходят в кинотеатры, чтобы увидеть отечественные новинки. Для иностранных фильмов в КНР существуют строгие правила проката, все они должны получить специальную аккредитацию. Поэтому только самые громкие премьеры мировой киноиндустрии попадают на большие экраны в Китае.

К российским картинам в Поднебесной отношение особое и очень уважительное. По словам режиссера Хо Цзяньци, приехавшего в Казань в эти дни для презентации фильма “Девушка Нуань”, китайское кино долгое время развивалась под влиянием российского. “Когда мы учились в университете, – рассказал он журналистам на открытии Недели китайских фильмов в Казани, – преподаватели очень часто ставили нам в пример работы ваших известных режиссеров. Я хорошо помню, как мы смотрели такие замечательные картины, как “Тихий Дон”, “Белое солнце пустыни”, “Иваново детство”. Из современных могу отметить “Остров” Павла Лунгина и “Водитель для Веры” режиссера Павла Чухрая. Мы с вами разные народы с разными традициями и культурой, но понимание красоты искусства у нас одно, и это очень сближает”.

В отличие от Москвы, где девятого октября состоялся показ батально-эпической драмы “Играть сбор!”, казанская Неделя китайских фильмов открылась лирической картиной “Девушка Нуань”. У себя на родине она снискала большую любовь зрителей и высокие оценки кинокритиков. Нашла она своего зрителя и в Казани, судя по тому, как искренне реагировали на экранное действо сидящие в зале кинотеатра “Мир”, где проходил показ.

Главный герой, молодой парень Цзинхэ, после многих лет возвращается в родную деревню. Он долгое время жил в городе, учился в университете, стал уважаемым человеком и практически забыл о том, что когда-то в юности был бесконечно счастлив в этих краях, где и по сей день живет его первая любовь. Однако, встретив случайно на мосту хромую и измученную женщину, он едва узнает в ней некогда деревенскую красавицу, свою бывшую возлюбленную Нуань. Цзинхэ предстоит вспомнить историю их любви, и, возможно, спустя столько лет судьба даст ему второй шанс, чтобы исправить ошибки прошлого.

Главная особенность этой картины – неторопливое и мелодичное повествование и бесконечно прекрасные сельские пейзажи. Отечественному зрителю, привыкшему к масштабности и излишней эмоциональности российских и западных кинопремьер, порой бывает непросто уловить эту тонкую нить китайской мудрости, которая таится в отрывистых диалогах, смущенных взглядах и робких улыбках. Лица главных героев не будут кривиться от душевной боли – все чувства тщательно скрыты за традиционной маской спокойствия и невозмутимости. Оттого и не так просто читать по ним эмоции людей на экране.

Как и первая любовь, которая остается в сердце человека многие годы, фильм “Девушка Нуань” надолго задержится в памяти казанских зрителей, особенно тех, кто впервые увидел картину из Поднебесной. И пусть не все слова и поступки двух влюбленных в ней были понятны зрителям, но в этом и заключается таинственность китайского кинематографа, который притягивает своей красотой и гипнотизирует своим спокойствием.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще