Поднимаюсь на второй этаж Музея изобразительных искусств РТ, слышу звонкие голоса, смех. На стульях возле большого экрана сидят дети, а на экране чья-то рука кончиками пальцев рисует море, лодку, рыбака… И вот уже готов кадр из мультфильма “Старик и море”, создатель которого – Александр Петров – привез выставку своих работ в Казань.
Александр Петров известен как художник- аниматор, а также как режиссер и сценарист своих мультипликационных фильмов. Его киноработы отмечены наградами российских и международных кинофестивалей, а фильм “Старик и море” в 2000 году удостоен премии Американской киноакадемии “Оскар”.
Выставка в Казани посвящена последнему на сегодняшний день мультфильму Александра Петрова “Моя любовь” по роману Ивана Шмелева. Роман, надо сказать, выстроен как череда внутренних переживаний юного гимназиста, чувственного юноши, влюбившегося впервые. Как передать визуально эти переживания? И Петров рисует картины разыгравшегося воображения героя. Это действительно взгляд изнутри, даже не глазами, а пылким сердцем. Реальность под воздействием мечты юноши постоянно преображается: обожествленная им женщина видится ему то на корабле, с которого он ее спасает, то парящей в небе в белом одеянии. Как и все произведения Шмелева, мультфильм Петрова идеализирует русский дореволюционный быт: это звонкие весенние кварталы, ярмарки, где слышны раскатистые добрые басы, гармонь, и это, конечно же, православный храм, под сводами которого витают свет, голуби и голоса хора.
Пластичность внутреннего мира, не схожего по своим качествам с плотностью внешнего, Петрову удается передать с помощью своей техники. Он пишет на стекле прозрачными красками, затем стекло снизу освещается ровным белым светом. Поэтому цвета сияют изнутри, как драгоценные камни.
Выставка рассказывает о первых этапах работы над мультфильмом “Моя любовь”, которая длилась три с половиной года. Здесь показаны процессы, предшествующие съемке, когда ищутся реальные прототипы, делаются наброски с натуры, множество живописных экспериментов. Только одна секунда анимационного фильма – это двенадцать рисунков-кадров, и фильм, длящийся 26 минут, вместил более 20 000 авторских произведений. Кстати, мульт-фильмы Петрова интересны еще и тем, что в них каждый кадр может быть полноценной живописной картиной – пейзажем, портретом, натюрмортом… Сам художник говорит: “Я готов отдать всего себя каждой картине, которая является составляющей деталью фильма. И хочется сделать ее максимально выразительной. В анимации это выглядит глупо – создавать каждую фазу движения как произведение искусства… ведь ее жизнь на экране – всего доля секунды”. Причем картины эти импрессионистического толка, но в разумных пределах – когда все подробности прописаны. Импрессионизм показывает в цвете, как влияют вещи друг на друга, любой жест преображает действительность, по-другому оттеняет ее. Постоянное движение ощущается и в работах Петрова. Его мультфильмы – это своеобразные живописные потоки, в которые погружается зритель, иногда забывая даже о развитии сюжета. Примерно такими же свойствами обладает и поэзия, считает Петров.
Казанский искусствовед Ирина Нейдерова заметила интересную вещь: “История живописи развивалась до настоящего момента от темноты к свету – сначала художники писали на темных полотнах, грунт тоже был темным. И постепенно, на протяжении веков прояснялась художественная мысль, мир как бы проявлялся и просветлялся на холстах. У Петрова тоже есть такая тенденция. Первый его известный мультфильм “Корова” был очень темных тонов, а последний, “Моя любовь”, совсем прозрачный, чистый, светлый, душевный”.
На выставке, которая продлится до конца октября, можно посмотреть мультфильмы Александра Петрова “Старик и море” и “Моя любовь”.