В минувшее воскресенье в Казани завершился V Международный фестиваль мусульманского кино “Золотой Минбар”. Но пока не хочется говорить о нем в прошедшем времени. Столица Татарстана еще долго будет жить этим событием – его эмоциями и открытиями. Вплоть до следующего, шестого “Золотого Минбара”, получившего свой первый импульс в тот момент, когда жюри во главе с Али Хамраевым определилось с победителями нынешнего кинофестиваля.
Напомним, в этом году в состав жюри также вошли сценарист, продюсер и режиссер Бирол Гювен (Турция), первый заместитель председателя Союза кинематографистов РФ Сергей Лазарук, сценарист, режиссер и продюсер Мохаммад Малас (Сирия), режиссер Расул Садр Амели (Иран), редактор отдела кино газеты “Культура” Светлана Хохрякова и кинооператор Валерий Севастьянов (Татарстан).
На заключительной церемонии в “Пирамиде” Али Хамраев признался, что был в жюри многих кинофестивалей, но никогда не испытывал на себе такого давления, как в Казани. “Уже в первый день ко мне подошли и попросили судить честно и по совести”, – сказал он.
Теперь мы знаем, к чему такое “давление” привело. Отринув соглашательское “всем сестрам по серьгам”, жюри постаралось, чтобы награды, а то и не одну, получили действительно лучшие. Так, иранский режиссер Панахбархода Резаи трижды поднимался на сцену – кроме приза за лучшую режиссуру, его полнометражный игровой фильм “Свет в тумане” отмечен наградами за лучшую операторскую работу (Али Мохаммад Гасеми) и за лучшую женскую роль (Париваш Назаривех).
По две награды получили картина Аиды Бегич “Снег” (Босния – Герцеговина, Иран, Германия, Франция) и документальная лента Беаты Дзянович “Воздушные змеи” (Польша).
Судьба Гран-при также решилась в пользу режиссера-женщины – по единодушному, как было сказано, мнению жюри, лучшим фильмом “Золотого Минбара – 2009” признана картина Веры Глаголевой “Одна война”. Время ее действия – май 1945-го, место действия – небольшой северный остров, где отбывают наказание “изменники Родины” – женщины с детьми, родившимися на оккупированной фашистами территории.
Приз за лучшую мужскую роль впервые достался актерскому ансамблю: Азгару Шакирову, Ринату Тазетдинову и Равилю Шарафееву – за фильм “Орлы”. Думается, нет нужды представлять читателям этих мастеров камаловской сцены, а теперь и редкий игровой фильм, снятый в Татарстане, обходится без их участия.
Обладателем приза за лучший документальный фильм стал режиссер Ференк Молдований из Венгрии – за картину “Другая планета”. В номинации “Лучший короткометражный фильм” победила кинолента “Дочь Марьям” (ОАЭ).
“За вклад в развитие кинематографа тюркского мира” – так называется специальный приз ТЮРКСОЙ, международной организации, которая с самого начала поддерживает фестиваль мусульманского кино. В этом году он достался фильму “Юрта” узбекского режиссера Аюба Шахобуддинова. Специальный приз “За вклад в дело исламского просвещения”, учрежденный телекомпанией “Исламский мир”, получила документальная лента “Истина” (Саудовская Аравия).
А завершилась церемония вручением специального приза Президента РТ “За гуманизм в искусстве”. В этом году его обладателем стала уже упомянутая Беата Дзянович за фильм “Воздушные змеи”. Вручая польскому режиссеру награду, заместитель Премьер-министра – министр культуры Татарстана Зиля Валеева напомнила слова из приветствия Президента Минтимера Шаймиева о том, что главная цель кинофестиваля “Золотой Минбар” – популяризация общечеловеческих духовных, нравственных и культурных ценностей, вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности.
В церемонии награждения также приняли участие председатель Комитета Госсовета РТ по науке, образованию, культуре и национальным вопросам Разиль Валеев, звезды российского кино Алла Сурикова, Лев Дуров, Валентин Гафт, члены жюри.
Поздравления в этот вечер принимал и наш американский гость Арманд Ассанте. Дело в том, что в день закрытия “Золотого Минбара”, 4 октября, ему исполнилось шестьдесят лет. “Не часто звезды Голливуда отмечают в Казани свои юбилеи”, – с улыбкой заметила Зиля Валеева, вручая ему цветы и панно с национальным орнаментом на память о Татарстане. Глубоко тронутый таким вниманием, Арманд Ассанте поблагодарил организаторов фестиваля и всех татарстанцев за теплый прием.
Напомним, что, кроме конкурсных показов, в рамках “Золотого Минбара” прошли дни турецкого, кавказского, татарстанского кино. На прошедших пресс-конференциях и творческих встречах участники фестиваля охотно делились своими впечатлениями, в том числе и о столице Татарстана. “В Казани я хотел увидеть, как живут татары, а увидел Макдональдсы, – признался кинодокументалист из Турции Хакан Айтекин. –
Такой процесс идет во всех странах, наш мир быстро изменяется, что-то вообще исчезает, а мы не замечаем. Важно успеть запечатлеть это исчезающее и показать зрителям. В четырех фильмах, которые от нашей страны участвовали во внеконкурсной программе, эта мысль четко прослеживается”.
Двадцатиминутный документальный фильм венгра Гйюла Немеса об острове в центре Будапешта так и называется “Потерянный мир”. “Этот остров живет между коммунизмом и капитализмом. На нем еще сохранились старые деревянные домики, но сейчас он урбанизируется. В Казани я понял свой фильм лучше. Ведь здесь происходит тот же процесс”, – сказал режиссер.
То, что и в мусульманских странах растет число женщин-режиссеров, подтвердила Тахминех Милани из Ирана, которая сняла уже десять фильмов. В Казани она представила свою картину “Суперзвезда” – о человеке, который преодолевает свой эгоизм и изменяется. “У нас в Иране много женщин-режиссеров, и это нормально, – сказала Тахминех Милани. – Я знаю, что не во всех арабских странах женщина уравнена в правах с мужчиной, но в Иране с этим в последнее время легче”.
Не избежал традиционного вопроса о том, что есть мусульманское кино и существует ли таковое вообще, и председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков. “Да, такое кино существует, – убежденно ответил он. – С моей точки зрения, это кино, которое кроме экзотики, а мы знаем, как много фильмов сегодня добиваются своего за счет экзотичности и необычности, включает в себя глубокое и реальное ощущение принадлежности к мусульманскому миру. Для меня самое главное, когда я вижу и чувствую, насколько человек любит то, о чем говорит, и хочет, чтобы я тоже это полюбил”.