Кино – это не только визуальный ряд

Успех любого кинофестиваля как минимум наполовину зависит от тех, кто отбирает для него фильмы.

Успех любого кинофестиваля как минимум наполовину зависит от тех, кто отбирает для него фильмы. Отборочную комиссию V Международного фестиваля мусульманского кино возглавлял известный кинокритик и историк кино, член Европейской киноакадемии и Международной организации прес-сы (ФИПРЕССИ) профессор Ганс Иоахим Шлегель (Германия). Будучи отборщиком международных кинофестивалей в Оберхаузене (1976-1998), Берлине (1986-2002), Венеции, Монреале и Лейпциге, он открыл дорогу на эти крупнейшие мировые кинофорумы сначала советскому, а затем российскому кино. Господин Шлегель великолепно говорит по-русски, является автором статей о Всеволоде Пудовкине, Александре Довженко, Кире Муратовой. В 2007-м награжден медалью им. А.С.Пушкина за поддержку русской культуры и кинокультуры. Сегодня Ганс Иоахим Шлегель руководит отборочными комиссиями МКФ “Путь на Восток” в Висбадене и “Звезды Шакена” в Алма-Ате, постоянно участвует в проходящих на Кубани фестивалях “Кинотавр” и “Киношок”.

– Господин Шлегель, каким образом кино стало вашей судьбой? Ведь это о профессии киноактера, как правило, мечтают с детства, киноведами же становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств и в достаточно зрелом возрасте…

– Начинал я научную деятельность с изучения славистики, германистики и философии в университетах Мюнстера, Готтингема и Мюнхена. Затем, в конце шестидесятых, – Братиславы и Праги. Поскольку тема моей диссертации называлась “Монтаж в ранней советской прозе”, я не мог не обратиться к трудам Сергея Эйзенштейна. А Пражский университет, на мое счастье, был единственным университетом в Европе, где такой предмет, как киноведение, существовал (традиция была заложена во времена русской эмиграции). Вникнув в теорию монтажа, я взялся за перевод трудов Эйзенштейна на немецкий язык. Это сыграло важную роль в моем самоопределении. Эйзенштейн – практик и теоретик синтетического мышления – повлиял на мое понимание кино как феномена, который соединяет все искусства.

– А в чем, по-вашему, заключается феномен мусульманского кино?

– Мусульманское кино – это не только тема, рассказ о жизни правоверных последователей пророка Мухаммеда, исламская культура имеет свое понимание способа рассказывания, цвета, музыки и так далее. Если кинорежиссер укоренен в этих традициях, он, безусловно, снимет произведение, обладающее определенными художественными особенностями.

Здесь следует добавить, что кино работает над синтезом эмоции и разума, что соприродно восточному искусству. Это на Западе наблюдается полный разрыв между эмоциональным и интеллектуальным процессом. Одна из моих последних работ называется “Икона и кинообраз”, в ней обобщены первые результаты моего исследования видимого и невидимого в исламе, и особенно в мусульманском кино, поскольку кино – это не только визуальный ряд, который мы видим на экране, но и проникновение с помощью чувств в сферу невидимого.

Киноискусством мусульманских стран, в первую очередь арабских, я заинтересовался задолго до появления казанского кинофестиваля, еще в 1970-е годы. Уже тогда я задумался над тем, насколько забыто значение “золотого века” ислама Европой и странами Центральной Азии, которые получили импульсы от арабских художников, ученых, мыслителей.

– Расскажите об особенностях программы юбилейного, пятого кинофестиваля “Золотой Минбар”.

– На мой взгляд, интересны фильмы западных кинематографистов, которые честно открывают глаза на чужой или очень близкий им мир ислама. Яркий пример тому – швейцарская картина “Земля кочевника”, где запечатлено полное опасностей и экзотики путешествие молодого режиссера Гаэла Метроза – в одиночку, с камерой в руках – по Афганистану, Пакистану, Шри-Ланке.

Есть фильмы, которые я бы назвал знамениями нашего времени. Среди них – документальная лента француза Оливье Дюри “Миражи”, в которой рассказывается об африканцах, питающих иллюзии по поводу Европы, о лишениях, на которые они себя обрекают, становясь нелегальными иммигрантами. Еще один кинодокумент, потрясающий до глубины души, – фильм венгерских, бельгийских и финляндских кинематографистов “Другая планета” – о трагедии малолетних детей, которые вынуждены, чтобы выжить, заниматься сортировкой мусора на свалке, проституцией…

В программе пятого “Золотого Минбара” очень много фильмов, снятых дебютантами. Рад, что один из них, израильскую картину Дрора Захави “Для моего отца”, удалось включить в фестивальную программу. В ней рассказывается история одного палестинца, который хочет отомстить за отца, искалеченного солдатами израильской армии. С поясом шахида на теле парень ходит по Тель-Авиву, где влюбляется в еврейскую девочку и начинает “разрываться” от нежелания умирать и обязанностью выполнить роковое обязательство. Ярок дебют, и что особенно радостно, женский дебют, Аиды Бегич, режиссера из Боснии, – игровой полнометражный фильм “Снег”. В картине показаны пронзительные образы мусульманских женщин, которые в сложных условиях защищают свой дом и свои корни.

Важной составляющей фестивальной программы являются фильмы западных режиссеров не о мусульманах и не о странах, где они проживают, а просто пропагандирующие гуманистические ценности. Например, короткометражный фильм “Феликс” немецкого режиссера Андреаса Утта – о любви между детьми: мальчик влюбляется в глухонемую девочку и, чтобы подружиться с ней, тоже притворяется глухонемым. Такие кинокартины объединяют участников и зрителей фестиваля убежденностью в значении чистых человеческих ценностей.

Одним словом, диапазон программы широк: от политически актуальных, таких, как фильм молодого греческого режиссера “Письма президенту”, до иранской ленты “Свет в тумане”, в которой киногурманы могут найти параллели с Андреем Тарковским. И хорошо, что есть казанский фестиваль, где через призму кино мы можем понять, почувствовать настоящий творческий импульс мусульманской культуры, точнее – мусульманских культур. Исламский мир неоднороден, там есть противоречия, и очень важно, что мы показываем его светлую сторону. Ведь не секрет, что после 11 сентября 2001 года многие не отличают маленькую террористическую тенденцию от всеобщего исламского духа и мира. Но придет время, когда в программе фестиваля мусульманского кино появятся и другие фильмы, которые честно занимаются внутренними противоречиями и обличают тех, кто использует веру. Это тоже необходимо, так как кино не является только иллюстрацией желаемых образов, – это результат определенного процесса от негативного к положительному.

 – В прошлом году, будучи членом жюри “Золотого Минбара”, вы озвучили проблему рождения “кино с домашним адресом”. На ваш взгляд, родилось ли такое кино в Татарстане?

– Выводы делать прежде-временно. Я возлагаю большие надежды на открытие “татарского ВГИКа” – филиала Института кинематографии, и надеюсь, что тоже сумею внести свою лепту в формирование первой волны татарского киноискусства. Оно обязательно должно состояться! Сегодня, во времена глобализации, кинопродукция нивелирована, большинство фильмов похожи друг на друга, как яйца одной курицы, в них только имитируются образы, сформированные, главным образом, в Голливуде. Кто купит такие имитаты? Кто будет покупать татарскую кока-колу? Никто. Но ваш национальный напиток – катык – будет интересен всем.

Галина ЗАЙНУЛЛИНА,

Алексей НАСЫРОВ (фото).

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще