Основная цель кинофестиваля “Золотой Минбар”, проходящего в эти дни в Казани, – это творческое и профессиональное общение. Одной из таких площадок стал Казанский университет культуры и искусств, где в рамках кинофестиваля прошел День ВГИКа, посвященный 90-летию прославленной киношколы.
Два творческих вуза – казанский и московский – намерены и в дальнейшем сотрудничать. Их ректоры – Ривкат Юсупов и Владимир Малышев – в этот же день подписали соответствующий договор, согласно которому в столице Татарстана, возможно, уже в ближайшее время будет открыт филиал ВГИКа. А пробным шагом в этом направлении стала демонстрация умений студентов-вгиковцев и мастер-классы, проведенные профессорами вуза.
В концертном зале КГУКИ москвичи устроили настоящий праздник. Песня, пантомима, танец… Вот, к примеру, замечательная миниатюра про офисных работниц. Вышли три девушки – строгие, деловые, в туфлях на шпильках – и только при помощи голосов воссоздали атмосферу и ритм стандартной, четкой жизни человека в офисе: трели телефона, щелканье печатей и стэплеров, треск канцелярской речи…
Ближе к концу своеобразного “капустника” поздравить студентов приехал кинорежиссер Никита Михалков, который сам когда-то окончил ВГИК. “Я думаю, – сказал он, – что идея создания здесь филиала этого вуза правильная. Потому что развитие национального кинематографа – это обязанность. И главное, чтобы это было сделано вами, а не туристами от кино. Очень важно, чтобы это шло изнутри”. Михалков пообещал провести в Казани мастер-класс, когда связи двух вузов укрепятся.
Другой знаменитый режиссер-вгиковец Вадим Абдрашитов, не откладывая дело в долгий ящик, провел для казанских студентов первый мастер-класс и ответил на их вопросы. Напомним, что Вадим Абдрашитов снял такие фильмы, как “Слово для защиты”, “Охота на лис”, “Парад планет”, “Время танцора”. В последнем, к слову, дебютировала как киноактриса Чулпан Хаматова.
Беседа с Вадимом Юнусовичем была своеобразным погружением в мир принципов, идей и предпочтений российского кинематографа, формировавшихся под влиянием творчества таких выдающихся режиссеров, в разные годы учившихся во ВГИКе, как Марлен Хуциев, Тенгиз Абуладзе, Эльдар Рязанов, Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Отар Иоселиани, Кира Муратова и другие.
Кафедра кино и телевидения в казанском университете появилась всего пять лет назад – может быть, это оправдывает незнание нашими студентами имен многих кинорежиссеров и фильмов, о которых Абдрашитов спрашивал зал. Учитывая, что в Казани строится новая киностудия, проходит международный кинофестиваль, есть надежда, что провинциальность перестанет быть свойством образования хотя бы в этой сфере. Потому что только тогда, сказал Абдрашитов, когда есть общая мифология, есть и общий язык.
По его словам, одна из важных задач кинематографа – показать характер персонажей: “Характер – это то, что заставляет переживать, то, что оживляет повествование. Сейчас, в основном, на экранах телевизоров мы видим функции: милиционер, домохозяйка, бандит… И популярных актеров, которые за счет нашей памяти об их предыдущих ролях, привлекают внимание своим именем, а не своей игрой”.
От многих деятелей театра и кино сегодня можно услышать: нет хороших современных пьес, сценариев… Абдрашитов коснулся и этой проблемы. “Если придет к нам молодой режиссер с хорошей идеей – мы пробьем ее. Но сегодня с этим туго. Сегодня праздник кинопроизводства, а не киноискусства”, – сказал он.
Этому способствует, по его мнению, и другое явление – слишком юный возраст людей, поступающих во ВГИК. Раньше туда шли те, кому под тридцать, поработавшие уже в другой профессии, имеющие что сказать, много пережившие, – из них и вышло послевоенное поколение кинематографистов. Теперь же студентами становятся сразу после школьной скамьи, когда еще нет ни опыта, ни кругозора, ни глубоких переживаний. Взрослым же вход в институт практически закрыт, потому что второе высшее образование у нас платное. “Мы писали в Думу о насильственной инфантилизации образования, но ответа не дождались, – сказал Вадим Абдрашитов. – В Белоруссии, кстати, к строке “второе высшее образование платное” добавили: “кроме всех творческих специальностей”.
Кроме того, мастер-классы для казанских студентов провели Дмитрий Салынский (по сценарному мастерству) и Юрий Невский (искусство кинооператора).
А днем раньше в рамках “Золотого Минбара” в актовом зале Татарского гуманитарно-педагогического университета прошла церемония награждения лауреатов I Республиканского открытого фестиваля любительского кино “Начало”. Всего на конкурс поступило 70 работ из Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска, Санкт-Петербурга и Кемерово. В качестве почетных гостей в церемонии награждения приняли участие создатель юмористического киножурнала “Ералаш” Борис Грачевский и лучший кинооператор 2009 года по версии открытого российского кинофестиваля “Кинотавр” Дмитрий Яшонков. Жюри фестиваля любительского кино возглавлял президент Фонда развития киноискусства РТ “Татарстан-синема” кинорежиссер Рамиль Тухватуллин, чей полнометражный игровой фильм “Орлы” представлен в конкурсной программе “Золотого Минбара”.