Вчера вечером в Казани, на сцене КРК “Пирамида” состоялась торжественная церемония открытия V Международного фестиваля мусульманского кино “Золотой Минбар”. Для участия в юбилейном кинофоруме в столицу Татарстана прибыли кинематографисты из тридцати пяти стран. По красной дорожке прошли также почетные гости фестиваля – звезды отечественного кино и Голливуда.
На церемонии открытия участников и гостей “Золотого Минбара-2009” тепло приветствовали Председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, президент фестиваля – муфтий шейх Равиль Гайнутдин, заместитель Премьер-министра – министр культуры РТ Зиля Валеева и другие.
Более подробно о первом дне “Золотого Минбара” мы расскажем в следующем номере, а пока напомним некоторые вехи Международного фестиваля мусульманского кино.
Впервые кинофорум прошел в Казани в сентябре 2005 года. В его конкурсной программе участвовали фильмы из 13 стран. Главный приз получила лента “Колдун” азербайджанского режиссера Октая Мир-Касыма. Один из специальных призов фестиваля был вручен режиссеру Владимиру Хотиненко за фильм “Мусульманин”. Второй фестиваль собрал кинематографистов из 23 стран и запомнился триумфом молодого иранского кино – лента “Слеза холода” режиссера Азизалы Хамиднезаде получила сразу три статуэтки “Золотой Минбар”: за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую женскую роль. В этом же году впервые состоялось вручение специального приза Президента Татарстана “За гуманизм в киноискусстве”. В 2007 году над “восточными Каннами” пролился настоящий звездный дождь, среди почетных гостей фестиваля мусульманского кино была и Катрин Денев. А в прошлом году своим вниманием казанский кинофорум почтили Изабель Аджани, Эльдар Рязанов, Александр Митта, Наталья Бондарчук и другие звезды отечественного и мирового кино.
По оценке специалистов, “Золотой Минбар” входит сегодня в десятку лучших российских кинофестивалей (а их каждый год проводится более ста) и уже стал явлением мировой индустрии киноискусства. И даже попал в поле зрения руководства Венецианского и Каннского фестивалей. А чем ценен опыт проведения “Золотого Минбара” для нашей республики? И в этом контексте – каковы главные итоги “первой пятилетки” и перспективы Казанского кинофестиваля? Ответить на эти вопросы мы попросили председателя оргкомитета МФМК, заместителя Премьер-министра – министра культуры Татарстана Зилю Валееву.
– Зиля Рахимьяновна, мало кто, наверное, помнит, что изначально “Золотой Минбар” задумывался как “кочующий” кинофестиваль. Какой же аргумент стал самым весомым, когда принималось решение о его постоянной прописке в Казани?
– Уже тогда мы понимали, что к этой сфере надо привлекать внимание, надо развивать кинопроизводство, создавать собственную киностудию. И одним из таких инструментов стал фестиваль мусульманского кино. Да, есть театры, есть литература, но кино – и как наиболее массовый вид искусства, и как средство коммуникации – дает больше возможностей для того, чтобы заявить о своей самобытности, для продвижения нашего богатейшего культурного наследия и сегодняшних достижений Татарстана во многих областях.
Кроме того, кинофестиваль – это еще и совершенно особая аура, и у “Золотого Минбара” она тоже есть, кинематографисты сюда тянутся, хотя выбор у них действительно большой, кинофестивалей сегодня проводится много. И я думаю, что дело не только в нашем гостеприимстве. Конечно, у Казанского кинофестиваля нет такой богатой истории, как у Венецианского или Каннского. Но, с другой стороны, сами киношники признают, что многие крупные и даже мировые кинофорумы заметно снизили творческую планку, а в центре внимания оказались красная дорожка, бриллианты, наряды кинозвезд… Интерес же профессионалов к “Золотому Минбару” растет, и связано это прежде всего с тем, что здесь идет поиск какого-то нового содержания. У фестиваля начали формироваться свои принципы, появилась своя заинтересованная кинотусовка. Да и наши татарстанские кинематографисты оживились…
– Правда, многие из них по-прежнему жалуются на недостаточное финансирование, а в связи с кризисом бюджет киноотрасли, как и в целом по России, скорее всего даже сократится. Сейчас несколько другие приоритеты, социальные…
– К таким приоритетам, считаю, культура тоже относится. Но, с другой стороны, надо понимать, что кризис коснулся всех, не только культуры, и надо находить дополнительные источники финан-сирования, ведь кино – это еще и бизнес. В России возрождается кинопрокат, многие успешные режиссеры выступают в качестве сопродюсеров наиболее интересных кинопроектов. Большинство российских фильмов сейчас так и снимается. Мы тоже потихоньку этому учимся. Так, на предыдущем “Золотом Минбаре” наша республика представила первый продюсерский фильм (“Трехногая кобыла”. – Авт.), получивший приз за лучшую операторскую работу. А в программе нынешнего фестиваля Татарстан заявлен уже двумя полнометражными игровыми лентами. Лично для меня это первая и главная сенсация “Минбара-2009”. Это действительно прорыв. Вспомните, для сравнения, сколько лет мы ждали выхода “Теплых ветров Булгар”…
– А если учесть, что в завершенном виде мы до сих пор их не увидели, то впору начинать снимать новую киноэпопею – о том, как снималась киноэпопея… Зиля Рахимьяновна, чем еще, на ваш взгляд, интересна программа Пятого фестиваля мусульманского кино?
– По словам членов отборочной комиссии, в сравнении с предыдущими фестивалями в этом году конкурсная программа очень сильная. В частности, сразу несколькими знаковыми именами представлено российское, турецкое кино. Впервые в рамках “Золотого Минбара” мы проводим фестиваль любительского кино. Отдельная кинопрограмма посвящена ВГИКу, причем творческую делегацию главной киношколы страны, отмечающей в этом году 90-летие, возглавляет сам ректор. Я считаю, это очень важно, чтобы молодые российские кинематографисты воспринимали Казань как творческую площадку, куда, возможно, они вернутся для воплощения своих замыслов. А если к тому же наш Университет культуры и его молодой Институт кино завяжут сотрудничество с ВГИКом, то лучшего и желать трудно в плане подготовки молодых кинематографических кадров. Ведь потребность в них с каждым годом растет. Да и наш Президент Минтимер Шарипович Шаймиев твердо сказал: у республики будет своя киностудия!
Традиционно площадкой для общения в дни фестиваля становится и Академия госслужбы. Кстати сказать, здесь даже раньше, чем в наших творческих вузах, оценили роскошь живого, непосредственного общения с выдающимися деятелями кино. Иной раз одна творческая встреча, к примеру, с Александром Миттой стоит целого лекционного курса по режиссерскому мастерству. Запланированы такие творческие встречи и в этом году.
Кроме того, совместно с российским Союзом кинематографистов мы проведем “круглый стол” на тему “Кинематография России в единстве и многообразии национальных культур”. Причем с этой инициативой выступили сами москвичи, что говорит о растущем авторитете фестиваля мусульманского кино и общечеловеческой значимости тех идей, которые находят яркое воплощение в фильмах его участников.
В рамках фестиваля пройдут также вечер памяти Льва Гумилева, международный конкурс дизайнеров мусульманской одежды… Как видите, это постоянно развивающийся проект. С каждым годом кинофестиваль вбирает в себя все больше событий и талантливых имен. С каждым годом все больше кинематографистов принимают его девиз “К диалогу культур через культуру диалога”. Это и радует, и обязывает всех нас к такому же осмысленному отношению и к содержанию, и к организации “Золотого Минбара”. Тем более что одну из главных целей мы отчасти уже достигли – благодаря фестивалю татарстанцы стали больше интересоваться киноискусством, а кинематографический мир получил более глубокое представление о татарской культуре и Татарстане.