9 октября Татарский академический театр им. Г.Камала откроет новый, 104-й сезон. По традиции первым спектаклем станет легендарная “Голубая шаль” К.Тинчурина и С.Сайдашева.
Главный режиссер театра Фарид Бикчантаев, несмотря на “горячее время” – приезд Малого театра, постоянные репетиции, работу с молодыми режиссерами, согласился рассказать о главных событиях предстоящего сезона.
По его словам, театр планирует выпустить семь премьер, где, помимо классики, будет место и творческим экспериментам.
Пожалуй, самой ожидаемой премьерой сезона станет мольеровский “Тартюф” – международный российско-татарстано-французский проект. Ставит спектакль француз Доминик Питуазе. “С нашим театром он столкнулся впервые, – рассказывает Фарид Бикчантаев, – да и вообще, российский театр для него загадка. Тем более национальный. Поэтому был очень кропотливый процесс распределения ролей. Режиссер провел несколько застольных репетиций, рассказал свою концепцию, послушал, как актеры читают, и пришел к выводу, что надо делать новый перевод пьесы”.
Напомню, что “Тартюф” ставился на сцене Камаловского театра в 1936 и 1978 годах в переводе Наки Исанбета. На этот раз Мольер будет переведен “без потерь” – с французского сразу на татарский. Эта колоссальная работа должна быть завершена до марта будущего года – именно тогда Питуазе обещал вернуться и “собрать” спектакль за четыре недели. Артисты к этому времени должны знать текст “назубок”.
Работа с Домиником Питуазе лишний раз подтверждает тот факт, что Бикчантаеву не грозит репутация режиссера – “самодержца”, в отличие от многих других главрежей, он охотно приглашает режиссеров со стороны, больше того, сам воспитывает режиссерскую смену и, что уж совсем редкость, дает возможность молодым постановщикам реализовывать свои творческие замыслы на академической сцене.
К этим счастливчикам относятся выпускники первого актерско-режиссерского курса КГУКИ. В этом сезоне камаловские зрители увидят целых пять премьер от поколения next, в том числе “Зубайда – дитя человеческое” по одноименной пьесе Шарифа Хусаинова (режиссер – Эмиль Талипов) и “Записки сумасшедшего” по Гоголю в постановке Альберта Гаффарова.
Эмиль Талипов – один из учеников Бикчантаева – еще во время учебы готовил для показа отрывок из пьесы Хусаинова. “У него тогда, я считаю, замечательно получилось, – говорит Фарид Рафкатович. – И если он тот первый импульс сможет сохранить и оттолкнуться от него, получится очень игровая история”.
Спектакль “Записки сумасшедшего” будет идти на малой сцене, все-таки это достаточно необычный материал для национального театра, а малая сцена как раз предназначена для экспериментов. “Поначалу я пытался отговорить Гаффарова от Гоголя, – признается Бикчантаев. – Мне казалось, он еще не готов к этому автору. Но сейчас думаю, что работа получилась и во многом благодаря исполнителю главной роли Рамилю Вазиеву”.
Премьера “Записок сумасшедшего” состоится в рамках фестиваля молодой татарской режиссуры, который пройдет в декабре на малой сцене Камаловского театра. Свои спектакли в Казань привезут молодые режиссеры из Туймазов, Мензелинска и других городов.
В нынешнем сезоне зрители увидят и новые постановки самого Фарида Бикчантаева. Первая из них – “Кукольная свадьба” по произведениям Гаяза Исхаки (авторы инсценировки – Мансур Гилязов и Ризван Хамид). Премьера запланирована на 8 ноября и приурочена к 75-летию со дня рождения Марселя Салимжанова. “К этой пьесе я пять лет не мог подступиться, – рассказывает режиссер. – Уж очень она откровенная. И по мысли, и по атмосфере… Я думаю, она вызовет немало споров. Там очень много тем, и все они точно бьют по мишени сегодняшнего дня. Хотя события происходят в начале прошлого века, эта история звучит очень современно”. Жанр “Кукольной свадьбы” определить сложно. По словам Бикчантаева, это “настоящая драма”, даже с элементами трагического начала. Одну из ключевых ее тем можно сформулировать так: никто нам как нации не причинит большего вреда, чем мы сами…
Второй премьерой станет спектакль “Диляфруз-remake”. “Ремейком” эта работа названа потому, что у многих еще свежа в памяти знаменитая постановка Марселя Салимжанова “Четыре жениха Диляфруз”. “Спектакль был действительно легендарный, – говорит Фарид Бикчантаев. – Поэтому ничего модернизировать особо не хочется, да и вряд ли получится. Но, с другой стороны, наш спектакль будет все же ориентирован на восприятие сегодняшнего зрителя”.
Еще один спектакль Бикчантаев выпустит на малой сцене – “Господин Ибрагим и цветы Корана” по пьесе Эммануила Шмитта. Этот французский автор известен казанскому зрителю по постановке “Оскар и Розовая Мама” в русском тюзе. Также в новом сезоне главный режиссер Камаловского театра планирует взять в работу пьесу Заки Зайнуллина “Женщины 41- го” (“Кырык бернең арбалы хатыннары”). Эта премьера будет приурочена к 65-летию Победы.
Фарид Бикчантаев рассказал также о нововведениях в программу Международного театрального фестиваля тюркских народов “Науруз”, одним из учредителей которого является Камаловский театр. Теперь под эгидой фестиваля раз в два года будет проходить Международный образовательный форум в виде творческих лабораторий, семинаров, круглых столов. “Наши актеры, режиссеры в лучшем случае знакомы с одной-двумя театральными системами и зачастую не знают, скажем, что такое импровизация на уровне Михаила Чехова или кто такой Гурджиев, – говорит Фарид Бикчантаев. – Между тем время сейчас такое, переходное, идет смена поколений. И недальновидно с нашей стороны пытаться удержать то, что было. Театр должен развиваться, идти вперед. А замкнуться – самое последнее дело…
Мы будем чередовать: один год – фестивальные показы спектаклей, на следующий год – лабораторные занятия и семинары, еще через год – снова спектакли. Словом, это будет нескончаемый “Науруз”.