В Казани продолжаются гастроли Государственного академического Малого театра. Москвичи привезли свои лучшие, легендарные спектакли: “Ревизор”, “Горе от ума”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Власть тьмы”… Особо стоит сказать о “Ревизоре”. Когда-то Малый театр стал “первооткрывателем” этой пьесы. Нет, премьера “Ревизора” состоялась в 1836 году в Александринском театре. Однако именно спектакль Малого театра “принял” сам Гоголь.
Нынешняя постановка – режиссерский дебют художественного руководителя театра, народного артиста СССР Юрия Соломина. Когда-то он играл в этой пьесе Хлестакова вместе с Евгением Весником – Городничим. Сейчас роль Городничего исполняет народный артист России Александр Потапов. На сцене Малого театра он играет уже 50 лет. Кроме того, у него более 70 киноработ, в том числе в Голливуде. Его героев всегда отличает необыкновенный “аппетит к жизни”, да и сам Александр Потапов поражает жизненной энергией, молодостью своей души. Общение с ним стало настоящим праздником. Таким же праздником, каким для него самого поныне является театр.
– Александр Сергеевич, Малый театр, как никакой другой, имеет права на бессмертную пьесу Гоголя, ведь их театру “даровал” сам классик…
– Да, мы можем показать даже место, где сидел Гоголь. Кресло, конечно, уже не то, но стены-то те…
– Тогда Городничего играл великий Щепкин… В вашем исполнении это уже не гротесковый персонаж, а личность – со своими слабостями, но и своими сильными сторонами… Как вы пришли к такому пониманию образа?
– Здесь дело, наверно, в менталитете… Ведь раньше было как, буржуи – плохие люди, а крестьяне – люди хорошие. Мы же понимаем, что это неправда. Среди тех и других встречаются разные люди. Если говорить о современных чиновниках – вы только столкнитесь с ними, это же страшно. Ты будешь бить себя в грудь, а он и пальцем не шевельнет, пока не дашь взятку. Но с другой стороны – посмотрите на этих людей изнутри. Они ведь настолько зависимы… Перед одним они будут сидеть вальяжно, с другого чуть ли не пылинки сдувать. Иначе им просто не усидеть. Это очень тяжелое дело… Каждый “маленький царь жизни” может попасть в такие же обстоятельства, что и Городничий. В этом смысле я верю в Бога – верю и знаю по своему жизненному опыту, что за нечестные поступки жизнь обязательно отплатит той же монетой.
– А какие были ощущения, когда вы узнали о распределении на роль Городничего?
– Ну, ничего с неба просто так не падает… Это была для меня третья постановка “Ревизора”. Знаете, ведь у каждого есть своя старческая роль (смеется). Я видел много неудачных постановок “Ревизора” и несколько блестящих.
– Какие блестящие?
– “Ревизор” в постановке Игоря Ильинского. Он тоже исполнял роль Городничего, хотя был уже очень стар. Блестяще играл Городничего и замечательный артист нашего театра Евгений Яковлевич Весник. И вообще, я сделал для себя вывод, что Малый к юмору относится по-особому: по-настоящему смешно не тогда, когда тебя смешат. Надо искать в комедии трагедию, а в трагедии – комедию. Тогда будет смешно. Тогда это и будет правдой. Мой Городничий – это симбиоз актерских работ и, конечно, моего собственного видения.
– Александр Сергеевич, вашим мастером в Театральном училище имени Щепкина был легендарный артист МХТ Леонид Волков, соратник Станиславского и его партнер по сцене. Какие фразы, заветы вашего мастера особенно вам запомнились?
– Вы знаете, у меня был очень мягкий, спокойный мастер. Он часто говорил, что мы должны быть здоровы, потому что без хорошего здоровья в театре не сделаешь ничего. “Береги здоровье, если хочешь быть артистом”, – говорил Леонид Андреевич. А еще он считал, что никаких гениев нет, никто ничего не сделает в одиночку. Потому что если партнер не поможет, не даст тебе “подушку”, то и ты не “прыгнешь”. “Запомните, – говорил он, – театр – это коллективное искусство”.
– Малый называют верным хранителем традиций русской театральной школы. А что для вас является воплощением этих традиций?
– Вы знаете, не было бы Юрия Мефодиевича Соломина, не было бы современного Малого театра – ставили бы мы тоже пьесы под американцев, “новую драму”… Ведь что такое “традиция”? Как вам сказать… Любить родителей – это традиция? Это жизненная необходимость! Если у тебя нет понимания их роли в твоей жизни – ты никогда не станешь приличным человеком. Это как дважды два. А в чем для меня впервые выразилась эта традиция Малого театра… Это было настоящее потрясение. Помню, будучи еще почти мальчишкой, я бежал по театральному фойе, что-то пел, чуть ли не кричал. И вдруг вижу – о боже! – сидят Царев, Турчанинова, Яблочкина… Знаменитые актеры, а Царев вообще директор театра! Я, естественно, испугался. Жду, что Царев встанет сейчас и отчитает меня – дескать, что же вы так орете, как смеете кричать в этих стенах. А он встал и первым делом мне сказал: “Здравствуйте”. Человек, который мог меня просто “из куля в рогожу”, первым со мной поздоровался. Вот что для меня традиции Малого театра…
– А что вас больше всего раздражает в современном театре?
– Целенаправленное разрушение нашей культуры. Западный театр, я считаю, – это катастрофа. Это распад театрального искусства. Недавно посмотрел в “Современнике” “Горе от ума”. Поставил приезжий режиссер, литовец. Ставить пьесу о русском дворянстве, о нашей ментальности, о наших традициях как что-то деревенское, где Фамусов – грубый человек в халате рубит на пеньке книги топором, а Софья бегает за поленницу к цинковому ведру?.. По-моему, этот режиссер просто не воспринимает нашу культуру и не понимает ее. Для меня что главное в этой пьесе? Мне нравится, что Чацкий высокообразован, я вижу, что он ищет в людях и как он к ним относится… А тот режиссер увидел только дикость нашей жизни. Театр сейчас приблизительно так и устроен – самовыражение на первом месте. Или то, как Серебренников интерпретировал “Лес” Островского в МХТ… Это ложь. Эти спектакли – не праздник. Их цель – удивить. И самое страшное, что они ничего не дают зрителю.
– Большинство зрителей знают вас по киноработам. Сейчас, оглядываясь назад, вы можете сказать, что дал вам кинематограф и что – театр?
– Поначалу я думал, что театр – это главное. Мне очень много предлагали сниматься, но я не все предложения принимал, так как театр был на первом месте. Потом наступил период, когда я корил себя за то, что не снимался больше. Но сейчас, когда прошло время, я понимаю, что театр остался театром, а кино уже ничто по сравнению с телевидением. Вот сейчас я снялся у Прошкина в фильме “Чудо” в роли Хрущева. И, по-моему, она получилась. Во многом, кстати, благодаря тому, что когда-то я снялся с Роланом Быковым в фильме “Серые волки”, где сыграл сына Хрущева. Но где этот фильм сейчас увидишь? А ведь он получил награду на Московском кинофестивале, поехал на Венецианский… Театр – это великая вещь, одно из непременных условий жизни городского человека, которое дает ощущение ее полноты. Это как дарить цветы любимой женщине – ты можешь дарить их, а можешь не дарить. Это твое дело, хочешь ты получить эти эмоции или нет.
– Спрашиваете ли вы себя, зачем пришли в эту профессию?
– Вы знаете, у меня первая жена была актриса. Когда мы с ней ссорились, она вопрошала: “Ну вот зачем ты стал артистом?” Я отвечал: “Потому что вырос в военной среде и уже устал от этого к 18 годам. Мне хотелось чего-то другого”. “Ну вот, в этом весь ты, – говорила она. – А я хотела нести людям прекрасное”. Я всегда громко смеялся, но объяснить ей не мог… Для того чтобы дарить прекрасное на сцене, надо понюхать очень много пороху. Надо очень много трудиться. Но вся прелесть нашей профессии в том, что ты трудишься в прекрасной компании.
– Не могу не задать вопрос о Казани. Какие у вас ассоциации с нашим городом? И разглядели ли вы его в такую пасмурную погоду?
– Что вы, Казань очень красивый город. По-моему, вам повезло. Ведь мы очень много ездим, видим много театров. Вот, например, в некоторых городах фасад театра очень богатый, а зайдешь за кулисы – тесные гримерные, грязь… Чем мне нравится театр Камала – здесь что зрительская часть, что профессиональная одинаково удобны и красивы. Это очень важно. А сам город… Это ведь старейший культурный центр – университетский! Мне нравится, что здесь есть симбиоз культур – я это вижу. Здесь родились Шаляпин, другие великие люди – и это не может пройти даром…. Ну и, конечно, Качалов – знаменитый артист МХАТа, который уезжать отсюда не хотел. Еще в училище я слышал эту легенду: когда Качалову позвонили и сказали, что его приглашает к себе в театр Станиславский, он ответил: “В Москве знают Станиславского, а в Казани знают Качалова”.