Гончарное чудо

Задолго до появления конвейера люди начали изготовлять сосуды, орудия труда и защиты. Вещь была так близка к тому материалу, из которого вышла, что трудные моменты рождения ее на свет отражались на поверхности, видно было поступательное движение ладоней мастера на стенках глиняной посуды, неожиданная дрожь руки навсегда сохранялась в узоре.

Автор статьи: Наталия ФЕДОРОВА

information_items_1347369038
Задолго до появления конвейера люди начали изготовлять сосуды, орудия труда и защиты. Вещь была так близка к тому материалу, из которого вышла, что трудные моменты рождения ее на свет отражались на поверхности, видно было поступательное движение ладоней мастера на стенках глиняной посуды, неожиданная дрожь руки навсегда сохранялась в узоре.

И в наше время гончарное мастерство, на контрасте с обезличенным массовым производством, у многих вызывает интерес. Это было заметно и на открытии казанской школы гончарного искусства “Сorvus” при Доме-музее В.И. Ленина, которое состоялось в минувшие выходные.

В старом приусадебном саду Евгений Иванов, директор мастерской керамики “Сorvus”, создает на гончарном круге вазы и плошки из белой глины. Магия его работы заставляет зрителей, не отрывая глаз, следить за процессом, за тем, как над вращающимся кругом трепещет, высвобождается новая жизнь. Недаром слово “гончар” означает “призыв к сотворению чары, чуда”. Вся мускульная сила в это время сосредоточена в сомкнутых кистях. “Есть восхитительное качество у глины, – говорит Евгений Иванов, – ее пластичность, она легко преображается, перелепляется из кувшина в чашу”. Гончарное мастерство требует душевного равновесия, покоя. Вот мастеру завязывают глаза, и он творит только с помощью осязания, которое теперь становится особенно интенсивным. Рядом с ним импровизирует на гитаре музыкант Кирилл Александров, приглашенный сюда специально для того, чтобы звуки его инструмента влияли на произведение, создаваемое Евгением Ивановым вслепую.

Запах свежезаваренного иван-чая, который разливают всем желающим по чашкам, слайд-шоу: фотографии, на которых изображены девушки в сарафанах и венках, люди, среди полей и лесов играющие на свирели. Идеал прошлого, лишенный случайных черт.

Большинство из пришедших на открытие мастерской – студенты, молодые люди, предпочитающие модный сегодня стиль “экзотик”. Кстати, неспроста, потому что и это направление в одежде, музыке, дизайне, именуемое также фольклорным или этническим, схоже причинами своей нынешней популярности с гончарным искусством. По мнению искусствоведов, причины эти в стремлении уставшего от перегрузок, информации и стрессов сознания к “настоящему” – к своим корням, к природе и ее материи. В психологии такое свойство человека называется атавизмом сознания – необъяснимой, вековой памятью крови.

В связи с этим в школе предусмотрены занятия по истории гончарного искусства и глинотерапии. “Ведь и лепка, возникшая много веков назад, и работа на изобретенном позднее гончарном круге – своего рода медитация, восполняющая жизненные силы человека”, – говорит Евгений Иванов.

Также здесь можно будет научиться делать из глины чайники, пиалы, крынки, свистульки, окарины, флейты, светильники, украшения, обереги и многое другое. Правда, стоит обучение недешево – за два месяца (занятия два раза в неделю) нужно отдать восемь тысяч рублей, а если вы студент, то на тысячу рублей меньше.

Почему школа гончарного искусства открывается именно при Доме-музее Ленина, спросите вы? Татьяна Батурина, заведующая музеем, объясняет это так: “Мы в своей деятельности взяли новое направление. При условии, что мемориальная часть останется нетронутой, здесь будут выставляться картины, звучать голоса молодых талантливых людей. С организаторами школы гончарного искусства мы сошлись во мнении, что дом, в котором жила семья Ульяновых, усадьба XIX века, старинное, красивое сооружение, очень подходит для занятий даже не старинным, а древним ремеслом”. Творческие мастерские под руководством гончара Евгения Иванова, помимо Казани, существуют также в Нижнем Новгороде и Москве.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще