Размышления по поводу выставки Никаса Сафронова
Что представляет собой успешный художник в наши дни? И возможно ли сегодня вообще, чтобы человек был богат, известен и в то же время предан настоящему искусству? Поводом для размышлений на эту тему стало открытие на днях в Национальном музее РТ персональной выставки модного живописца Никаса Сафронова.
В Казань прибыло около сотни полотен его кисти. Это, в основном, картины последних лет начиная с 2004 года. Среди них – портреты, пейзажи, натюрморты, сюжетные композиции сюрреалистического характера. Как выразился сам художник, выставка эклектична. Работы “маэстро живописного гламура” можно приобрести по ценам от 10 тысяч евро.
Никас Сафронов широко известен тем, что пишет портреты известных политиков (в том числе президентов), музыкантов, актеров. Чтобы достичь успеха, считает он, нужна вера в свои силы и свою неотразимость. О себе пятидесятитрехлетний автор на открытии выставки говорил, что называется, без ложной скромности – “похож на Будду, как и он, родился 8 апреля”, “зрители в письмах называют меня гением” и т.д.
Желающих увидеть выставку оказалось так много, что перед входом в Национальный музей образовалась толкающаяся очередь. Не часто на казанских вернисажах можно наблюдать такой ажиотаж. И вот наконец алая лента перерезана, и все хлынули к красным щитам, увешанным картинами…
Многим на вернисаже я задавала один и тот же вопрос: “Что вы думаете о работах Никаса Сафронова?” И большинство уходило от ответа. Действительно, не каждый может сразу искренне признаться себе ни в том, что ему это нравится, ни в том, что ему не нравится. Тем более засомневаешься в правильности своей оценки, если у тебя нет специального образования. Кто знает, может так надо? Ведь отметить это событие собрался почти весь казанский бомонд. К тому же сам художник ходит от картины к картине и дает пояснения: “Это замок в Голландии. Это Греция. Это Индия”.
Александр Седов, художник: “Модный художник” – это, конечно, о нем… Но художник ли он?! Считаю, что подобные выставки отрицательно влияют на вкус и на отношение к изобразительному искусству в целом.
Наталья Ивановна, преподаватель: Когда-то я ходила в кружок ИЗО и нам говорили, что художник – это прежде всего мастер, мастер своего дела. Сафронов – мастер. Пишет он хорошо. Может, его живопись слишком “зализана”, но у каждого художника свое восприятие и своя манера письма. Это типичный реализм, ничего оригинального – просто мило и красиво.
Татьяна и ее дочь Ольга: Мы пришли на выставку Сафронова, потому что он известный художник, его по телевизору часто показывают. Было интересно посмотреть написанные им портреты, попытаться понять, почему же он так популярен. Но мы ничего не можем сказать, мы ошарашены. Отношение противоречивое.
Игорь, студент художественного училища: В СССР были художники-агитаторы (не те, кто рисовал модерновые открытки на речевки Маяковского, а те, кто прославлял колхозы). Вот и Сафронов – художник-агитатор, прославляющий гламурный образ жизни…
Зуфар Гимаев, художник: Искусства здесь ноль, но в нашей стране и не такое еще бывало. С настоящим художником можно говорить о его работах, критиковать их, а для Сафронова – это только дополнительная реклама. Недавно в Казани открылась другая выставка, посвященная Дню республики, – мало кто пришел. Вот что значит имя…
Древние греки считали, что настоящее произведение искусства – это как вспышка молнии, которая на мгновение озаряет нашу жизнь и многое в ней проясняет. Какой же идеей “озарены” произведения Никаса Сафронова? Что они открывают нам и на что вдохновляют? Или, может, наоборот – запутывают? Разрушают?
Представим такую картину. На свет появился человек, в юном возрасте родители за руку привели его в художественную школу. И он подавал большие надежды. Может быть, хотел стать новым Серовым или Рерихом. Но с годами желание внешнего успеха перевесило, и первоначальные мечты и стремления его души подчинились этому желанию. Во что же они превратились? Тоска по Богу обратилась в мистику, запутанную компиляцию символов, образов и приемов, придуманных когда-то Сальвадором Дали и другими удивляющими мир художниками. Восхищение природой воплотилось в изощренные по красоте пейзажи, интенсивные цвета которых болезненно пульсируют. Чувственность и утонченность, связанные с переживанием женственных форм, – в сексуальное изнемогание, покрытое глянцем. А какие-то глубокие аналогии, связанные с историей, природой и цивилизацией, выродились в формальное, буквальное их изображение. Вот, например, такая картина Сафронова: инеем украшенная еловая ветвь и перстни с бриллиантами. Перстни создал человек, ветку – природа, но и то, и другое одинаково блестит. И это называется – “Единение с природой”. Логика, подобная каменному столбу: расшибешься, а с места не сдвинешь.
Кто-то возразит: однако Никас Сафронов добился своей цели, он стал богатым и знаменитым…
Действительно, модными художниками не рождаются, ими становятся. Надо только вовремя понять или гениально почувствовать, что сегодня востребовано основной массой зрителей, а значит, обеспечивает кратчайший путь к успеху. Во-первых, в век высоких технологий художник должен быть виртуозом, мастером прописывать и прорисовывать каждую деталь эротично – так, чтобы хотелось ее взять, потрогать, съесть. Например, так написать губы, словно они вот-вот растрескаются как переспелые ягоды, если ты их не поймаешь своими губами. И в этом умении Сафронову не откажешь. Во-вторых, сейчас в моде гламур, а потому лица должны быть почти кукольными: идеальный овал, голубые глаза, шоколадная или молочно-белая кожа… В-третьих, важно придать всему этому туманную философичность, которая чаще всего проявляется в заумном названии картины. Например, “Лестница в небо с красной занавеской”, “Магия веры, или Таинственный шар”, “Тибетский ангел, охраняющий луну”… Наконец, можно напрямую, без зазрения совести использовать чужие достижения, что Сафронов и делает в своем знаменитом цикле “Река времени”. Благо желающих потешить свое самолюбие и увековечить себя кистью “под” Рембрандта или Рубенса хоть отбавляй. Были бы деньги…
Так, может, дело не в Никасе и его мистификациях, а в том, что мы и сами обманываться рады?..