19 января 2022

На границе фольклора и авангарда

Опубликовано: 12.09.2009 0:00

13 сентября исполнилось бы 60 лет выдающемуся татарскому композитору, выпускнику Казанской и Московской консерваторий — Шамилю Шарифуллину (1949-2007). И хотя Шамиль Камилевич ушел из жизни рано, в истории академической музыки и фольклористики он успел сказать свое весомое слово.

«Меня очень тревожит, — говорил он, — что все меньше композиторов знают народную музыку. А это значит, что они не владеют интонационно-образным словарем. Я для себя давно определил кредо: не может быть настоящего художника без почвы. Ведь даже среди авангардистов — Булеза, Мессиана, Штокхаузена — нашелся итальянец Луиджи Ноно, который в разгар этого бума в 1963 году написал «Пение разных народов» — обработки народных песен. И был глубоко прав, я считаю, потому что он показал путь, который нас спасет».

Шарифуллин «спасал» нас своими исследованиями и детского фольклора, и традиционного книжного пения, представленными в его многотомной «Антологии татарской народной музыки». Им созданы также учебная программа по татарскому фольклору и, конечно же, множество музыкальных сочинений в неофольклорном стиле.

До семнадцати лет Шамиль Шарифуллин жил в туркменском поселке Фараб. В частном доме его семьи, чтобы совместно помузицировать, частенько собирались друзья. Были здесь и татары, и русские, и греки, и армяне. Поэтому в подсознании будущего композитора с самого детства стали закладываться основы европейских и азиатских фольклорных культур. А в 13 лет, услышав по радио увертюру к опере «Тангейзер» Вагнера, Шамиль проникся роковой идеей — серьезно заняться сочинением музыки на основе фольклорных элементов.

За полтора года он экстерном прошел курс музыкальной школы и поступил в Ашхабадское училище. Потом семья переехала в Казань, где он также досрочно, за четыре года, прошел учебные курсы консерватории (классы композиции Алмаза Монасыпова и Анатолия Луппова). После этого Шамиль Шарифуллин обратился к профессору Тихону Николаевичу Хренникову, став его ассистентом-стажером в Московской консерватории.

Композитор не только усердно и целенаправленно учился — он часто ездил в фольклорные экспедиции, чтобы иметь непосредственный и постоянный контакт с «живым» материалом. Целое десятилетие (1972-1982) Шамиль Камилевич заведовал кабинетом музыки народов Поволжья при Казан-ской консерватории, а далее начал преподавать на кафедре композиции.

В 1975 году он написал произведение, ставшее самым известным,  — семичастный концерт для хора a капелла «Мунаджаты» (на народные тексты, тексты из Корана, стихи Г.Тукая), соединив арабский фольклор с полифонией и формой европейского типа, а также с авангардными техниками алеаторики и сонорики. Слово «мунаджат» означает «разговор с самим собой», а сам жанр связан с утренней молитвой. Шарифуллинские «Мунаджаты» сразу же вызвали переполох в музыкальном мире, но не только потому, что ассоциировались с «религиозной антисоветчиной», а прежде всего потому, что были настоящим музыкальным откровением. Назиб Жиганов не побоялся назвать их «новой страницей татарской музыки», а сочинение обошло весь мир: оно исполнялось в США, Германии, Швеции, Финляндии, Болгарии, Чехословакии, Италии и даже в Ватикане, специально для Папы Римского. Благодаря этому хоровому концерту Шамиль Шарифуллин стал лауреатом премии Союза композиторов России имени Д.Шостаковича (1985) и Государственной премии РТ имени Г.Тукая (2005).

Кроме того, Шамиль Шарифуллин не отступил от своих концепций и в инструментальных жанрах. Здесь, например, можно назвать десять фортепианных прелюдий «Старинные народные напевы». А два года назад казанской публике были представлены последние неофольклорные симфонические произведения композитора — «Татарские танцы» и «Татарские буколики».

Композитор Шамиль Шарифуллин считал, что сегодня, как никогда, фольклору и музыке академической традиции необходимо существовать рядом: таким образом фольклор не будет забыт, а композиторская музыка обретет «живые» корни. В противном случае — она мертва…

Александр ЧЕРНЫШОВ,

преподаватель Московской консерватории.

 

image_printРаспечатать

Выпуск: № 184 (26561)


Добавить комментарий

17.01.2022

Больше, чем театр. Оберег…

Начало Года культурного наследия народов России ознаменовалось созданием Ассоциации национальных театров

Это новая  творческая  институция, в деятельности которой Татарстану отводится одна из ключевых позиций. Почему?

4570
17.01.2022

С «Артефактом» в кармане

Любители искусства могут получить новый опыт и впечатления, воспользовавшись «Артефактом» – мультимедийным гидом по музеям с технологией дополненной реальности.

4090
17.01.2022

Урок истории в семейном интерьере

Экспозиция по мотивам семейного архива открылась в Свияжске

Выставка «Маленькая история о людях и времени» по мотивам семейного архива Артемьевых-Слободских, хранящегося в Свияжском музее-заповеднике, позволяет по-новому взглянуть на самые простые, обыденные вещи, которые часто пылятся в чуланах как отжившие свой век.

3280
17.01.2022

О чём поёт старая пластинка

В Национальной ­биб­лиотеке РТ прошла презентация проекта «100 татарских песен XX века».

2810
17.01.2022

Не теряйте корни

Что можно сшить из лоскутков? Первое, что приходит в голову, – это одеяло. Но в умелых руках обрезки ткани способны пре­вратиться в настоящие шедевры.

4751

Мнение

Артемий ЛЕБЕДЕВ, дизайнер и блогер (г. Москва):


Казань за последние несколько лет преобразилась невероятно и от Москвы не отстаёт. Изюминкой нескольких центральных улиц новогоднего города на этот раз стали светящиеся галереи с резными арками-воротами. А парк «Чёрное озеро» мне показался и вовсе роскошным, он оформлен в по-настоящему европейском формате. Приятно посмотреть!

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров