Произведения эти выставляются не часто. Приятным открытием для меня стала акварель “Вид на университетские здания со стороны Булака” известного казанского художника Андрея Николаевича Раковича (1815-1866), преподавателя живописи Казанского университета. Картина достаточно большого формата для акварели, в ней ясно просматривается изображение университетского двора с обсерваторией, дворовыми жилыми постройками, конюшнями. Изображение представляет историческую ценность, поскольку, кроме самого здания университета, ничего из окружающих строений не сохранилось. Такой вид существовал до пожара 1842 года. Вероятно, эта акварель, мало известная даже современным историкам Казанского университета, сможет дополнить иконографию университетских образов.
На выставке обращают на себя внимание и два других произведения А.Раковича – “Казань от Услона” и “Казань со стороны Федоровского монастыря”. Для современных зрителей эти работы интересны не только видом города, но и необычным обрамлением в круг – прием, воспринятый русскими художниками от итальянцев. Круг и овал – достаточно сложные форматы изображения, их освоение требует почти так же точно определить композиционный центр изображения, как фокус в фотообъективе. Особое распространение эта форма рамки получила в начале XIX века в маленьких акварельных портретах-медальонах. В круг или овал часто компоновали свои произведения великие русские портретисты Федор Рокотов и Орест Кипренский.
Очень интересна портретная серия, представленная на выставке. Здесь и знаковые личности в истории русской культуры, и малоизвестные персонажи. В полной мере мастерство создания психологического образа в акварели представлено в “Мужском портрете” Л.Крюкова, “Портрете титулярного советника Н.В.Колбецского” К.Барду, “Портрете Поленова” М.Яковлева, “Портрете мальчика” М.Теребнева.
Сын скульптора Ивана Ефимовича Теребнева – Михаил Теребнев (1795-1866) принадлежал к еще одной известной династии русских художников. Славу и признание ему принесли работы, выполненные в трудном жанре миниатюры. До нашего времени дошло не много его произведений, большая часть творческого наследия художника хранится в Ярославле. Тем более ценно, что казанский зритель может составить собственное мнение о таланте русского миниатюриста на примере “Портрета мальчика”, хранящегося в собрании нашего музея. Казалось бы, перед нами типичный, почти медальонный образ юноши благородного происхождения, но что-то “цепляет” в этом взгляде, открытом и вопрошающем, как будто обращенном лично к тебе спустя почти два столетия.
Практически не известно казанскому зрителю имя петербургского художника Михаила Балунина. Его творчество представлено на выставке большой серией работ, посвященных модной сегодня теме повседневности. В данном случае художник запечатлел быт и нравы жителей Северной столицы. В умело схваченных сценках из городской жизни с непритязательными названиями “В кафе”, “На набережной”, “Невский проспект” и других сквозит горькая усмешка автора. Хотя, может быть, Балунин совсем иначе воспринимал предлагаемые сюжеты и ставил задачу только отразить, зафиксировать, оставить художественное свидетельство этой стороны жизни Петрограда. Только наше восприятие иное, поскольку оно отягощено знанием, что фоном всех этих событий была война, Первая мировая… В акварелях нет даже намека на угрозу возможного прекращения “вечного праздника жизни”, а только мудрая констатация известной истины, что жизнь продолжается при любых обстоятельствах. Сегодня мы знаем, что многие значительные события, в том числе и революции, в самом начале своего развития происходили без пафоса, на фоне будничного течения жизни: торговцы предлагали свежие булочки, люди покупали газеты, назначали свидания, смеялись и огорчались по пустякам, просто жили…
Интонацию задумчивой грусти, тихой задушевной беседы передает другое произведение – “Интерьер. Вечер” Д.Бортининера (1867-1925). Его так и хочется назвать “полотном” за необычность масштаба изображения. Непонятно, как технически можно было выполнить такую композицию. Вероятно, бумагу натягивали на влажный холст и потом его постоянно смачивали. Полумрак комнаты, прерываемый в одном углу светом свечей, передан поразительно точно. Полихромный, охристо-коричневатый фон, окутывающий две фигуры, ведущие разговор на очень важную именно для двоих тему, придает этому сюжету таинственность и интимность. В данной экспозиции это произведение представлено очень удачно, оно как бы прерывает лихорадочный ряд сюжетов повседневности М.Балунина, заставляет остановиться и глубоко задуматься. Может быть, о смысле человеческого бытия, о быстротечности времени и нетленности художественных ценностей.
Интересна восточная тематика представителя одной из самых значительных художественных династий России – Константина Егоровича Маковского, который был одним из любимых портретистов русской аристократии. Современные исследователи его творчества отмечают, что за успех и признание художник заплатил душевным надломом и депрессией. Надо сказать, что таких примеров личных трагедий среди творческих людей в истории мирового искусства предостаточно. Тема эта не новая, но оттого она не потеряла актуальности. И в наши дни художники стремятся получить достойный материальный эквивалент и общественное признание за свой нелегкий труд. Биография К.Маковского – это напоминание о том, что многие художники хотели быть богатыми и знаменитыми, но, добившись этого, они становились несчастными.
Атмосфера желанной прохлады в жаркий полдень скрыта за сказочными решетками балконов восточного дворика в зарисовке Владимира Маковского “Улица восточного города”. Владимир Егорович был полной противоположностью своему брату Константину. Его произведения, проникнутые сочувствием к простому человеку, стали поистине энциклопедией русской жизни. Один из примеров – рисунок “В парикмахерской”, который продолжает линию наблюдения за повседневными ритуалами и церемониями. Надо сказать, что Маковские сегодня – одни из самых модных художников. Этому талантливому роду посвящены в нынешнем году выставки во многих городах России: от Санкт-Петербурга до Омска.
Интересны работы Николая Николаевича Каразина (1842-1908), русского художника-баталиста и писателя, участника Среднеазиатских походов. В свое время он имел славу первого в России акварелиста и лучшего рисовальщика-иллюстратора. Восточные сюжеты – это мир произведений Каразина. На выставке представлены две небольшие работы – “Хаджи-Саид” и “Сцена из жизни в Средней Азии”. Достичь правдивости в изображении художнику помогали личные впечатления. Каразин был непосредственным участником нескольких военных кампаний. Считается, что особого совершенства он достиг в изображении лошадей, в чем с ним мог соперничать только Сверчков.
Итак, выставка дает достаточно полное представление о русских мастерах акварели на материале казанского собрания. Выставка хорошо оформлена, сопровождена подробной информацией об этапах формирования этого фонда музея. Многие произведения влились в музейное собрание из частных коллекций А.Ф.Лихачева, О.А.Александровой-Гейнс, а также Музея древностей изящных искусств Казанского университета. К сожалению, устроители выставки не позаботились об издании буклета, в котором было бы рассказано об истории русской акварели, а также кратко изложена биография представленных художников. С трудом, только с подсказки билетного контролера, уже на выходе из музея удалось найти и книгу отзывов… Все это несколько снижает впечатление. Между тем эта сторона обслуживания посетителей, вероятно, включена в стоимость билета. Его цена – 100 рублей. Такая же, как и в Эрмитаже.
И еще несколько соображений, так сказать, под занавес. Когда посещаешь музей на протяжении почти четырех десятилетий, каждый раз возникает невольное желание вновь увидеть привычные образы, зарядиться энергетикой знакомых картин. Но в последние годы возникает странное ощущение, что Музей изобразительных искусств РТ как-то опустел, приобрел сиротливый вид, несмотря на то что все стены в залах заполнены. Отмечаю для себя, что появилось много нового: отдельные залы, посвященные голландской и фламандской живописи. Прочно закрепились в экспозиции модернисты, русские представители так называемого Серебряного века. В музее появились комоды и предметы интерьера аристократических особняков XIX века, но… исчезло ощущение праздника.
По какому-то странному недоразумению из экспозиции исчезла целая эпоха советской живописи, в том числе и национальной. Раньше два или даже три зала первого этажа были заполнены полотнами Николая Фешина, Хариса Якупова, Баки Урманче, Кондрата Максимова, Ильдара Зарипова, Евгения Зуева, Виктора Куделькина, Гайши Рахманкуловой, Рустема Кильдибекова и других. Без зуевских “даров лесов и полей”, без якуповских доярок и нефтяников, зариповской сельской прозы, без рахманкуловских акварелей и пейзажей Максимова экспозиция музея выглядит искусственно усеченной, логически не завершенной, поскольку именно в них отражены поиски и разные способы художественного отражения нашего недавнего прошлого.
“Растаскивание” музейного собрания вряд ли оправдывается созданием специализированной галереи “Хазине” как филиала музея, куда перекочевали произведения важнейшего периода татарстанской живописи, придававшей музейной экспозиции самобытность и уникальность. Даже если учитывать стремление создать отдельный музей “Искусства XX” наподобие Музея современного искусства Запада в Москве, то, думается, можно было найти компромиссное решение и оставить хотя бы часть работ этих художников в основной экспозиции. Для молодых посетителей и гостей столицы важно представить в одном центре художественное наследие республики во всех стилях, формах, жанрах и за все периоды развития казанской художественной школы. Чтобы целостный образ надолго сохранился в памяти.
Лидия СЫЧЕНКОВА,
доктор исторических наук.