Уникальная коллекция подлинных предметов и личных вещей Федора Шаляпина, привезенная Управлением культуры исполкома Казани в Лондон, буквально взбудоражила европейских ценителей творчества выдающегося певца. В холле королевского дворца Ковент-Гарден, где 7 июня в рамках торжественной церемонии, посвященной 100-летию “Дягилевских сезонов”, проходила выставка этой коллекции, многие гости впервые услышали о столице Татарстана как о родине Федора Шаляпина.
“Дягилевские”, или по-другому “Русские сезоны” под руководством их идейного вдохновителя Сергея Дягилева возвеличили на Западе гениальные произведения русских композиторов, прочно утвердили их на оперных сценах мира и открыли европейскому зрителю лучшие имена творцов и созидателей этой культуры. Один из них – Федор Иванович Шаляпин, получивший признание не только в Европе, но и во всем мире.
По словам куратора выставки Инессы Эделевой, для Казани было особенно важно показать часть шаляпинской коллекции Музея национальной культуры на столетнем юбилее “Дягилевских сезонов”, поскольку судьба Федора Ивановича и его творческая деятельность неразрывно связаны с этим явлением. Он принимал участие во всех концертах с 1907 по 1914 год.
Презентация выставки стала значительным культурным событием, поскольку в Европе казанская коллекция Шаляпина экспонировалась впервые. Названная строчкой из автобиографической книги Федора Ивановича “Душа и маска”, она дала несколько штрихов портрета его как артиста, певца и человека. Центральное место в экспозиции заняла афиша, напечатанная в июне 1909 года в Париже. Она анонсировала участие Шаляпина в театре Chatelet (оперный спектакль “Псковитянка” Римского-Корсакова, который на парижской сцене шел под названием “Yvan le Terrible”). “Когда гости Ковент-Гардена видели эту афишу, напечатанную ровно сто лет назад, то не могли пройти мимо, – поделилась своими впечатлениями Инесса Эделева. – Они восторгались российской культурой, которую называли не иначе как духовной. Всем было хорошо известно имя Шаляпина, но мало кто из них знал, что выдающийся оперный певец родился и жил в Казани”.
Особое внимание экспозиции уделил посол Японии в Великобритании. Он назвал выставку удивительной и сказал, что было бы замечательно провести ее и в Токио. А представители Швейцарии, узнав, что Федор Иванович выступал и в их стране, долго интересовались выставленными экспонатами и расспрашивали организаторов о Казани.
Большой интерес вызвали несколько фотооткрыток с Шаляпиным в образах Ивана Грозного и Бориса Годунова, развешанные по краям афиши. Одна из них – с автографом певца, который создал величаво-скорбный, глубоко трагический образ Бориса Годунова – царя-преступника.
Такой образ соответствовал дягилевской художественной концепции музыкального спектакля. Артистическое чутье и интуиция подсказали великому антрепренеру сделать поправки в утвердившуюся на сцене петербургского театра редакцию Римского-Корсакова, который “дописал” незаконченную оперу Мусоргского. В итоге она имела потрясающий успех. Музыкальные критики называли ее шедевром и сравнивали с произведениями Шекспира. “Хоровые” оперы “Борис Годунов” и “Хованщина” оказались полной неожиданностью для Европы и превратились в настоящий бенефис русского хора на сценах Парижа и Лондона. Покорил всех и Шаляпин – своим дивным голосом и гениальной игрой.
Все предметы коллекции, привезенные в Англию, были подобраны так, чтобы рассказать европейскому зрителю о жизни певца в столице Татарстана и о его связях с Лондоном. В их числе – три уникальные граммофонные пластинки, записанные английским акционерным обществом “Граммофонъ” в 1911 году. Одна из этих пластинок “пробная”, она не тиражировалась и отмечена автографом певца. “Хорошо”, – так Шаляпин оценил качество записи. На двух других – с логотипом общества “Граммофонъ”- записаны песня варяжского гостя из оперы Римского-Корсакова “Садко” и ария Ивана Сусанина из оперы Глинки “Жизнь за царя”. Здесь же в папку-бювар вложены два подлинных письма, одно из них написано Федором Шаляпиным 30 июня 1923 года из Лондона, где он гастролировал с концертными программами в Albert Hall concerto, в Санкт-Петербург скульптуру Борису Фредману.
Другая витрина экспозиции целиком посвящена Казани. В этом, тогда небольшом и провинциальном, но театральном городе, родился Шаляпин. Запись о его рождении можно прочитать в ставшей частью коллекции копии листа из метрической книги Богоявленской церкви города,
В Казани Шаляпин прожил первые 17 лет своей жизни, здесь формировался его характер, складывалось мировоззрение, здесь он полюбил пение и театр и впервые вышел на его подмостки. Именно в Казани была заложена основа богатейшей музыкальной культуры певца, истоками которой были церковное пение и народная музыка. Они заменили ему формальное вокальное образование.
На следующий день выставка стала главной темой программы Севы Новгородцева, известного радиоведущего Русской службы Би-би-си, и была показана в “Пушкинском доме”, сердце русской диаспоры в Англии. Сюда наши соотечественники съехались со всей Европы, чтобы увидеть уникальную шаляпинскую коллекцию. Как рассказала Инесса Эделева, одна из посетительниц, старушка лет семидесяти, в разговоре упомянула, что ее отец долгое время жил в Калифорнии и тесно общался с сыном Шаляпина Федором Федоровичем. Женщина до сих пор хранит их переписку как семейную реликвию. На прощание она пообещала прислать копии писем в казанский музей.