“Ваш концерт оставил незабываемое впечатление. Я так и помню ваше одухотворенное лицо и летающие руки…” – такое признание получила недавно в электронном письме старший преподаватель кафедры фортепиано музфака ТГГПУ Екатерина Коврикова. Писала ей бывшая соотечественница, ныне живущая в Ливане и посетившая один из шести фортепианных концертов, которые в мае давала Коврикова в этой ближневосточной стране.
Заочное знакомство с Ливаном Екатерины Ковриковой, концертмейстера Театра оперы и балета имени М.Джалиля, лауреата международных и российских музыкальных конкурсов, состоялось осенью прошлого года в Казани во время фестиваля “Золотой Минбар”. В рамках фестиваля в педуниверситете прошла конференция, посвященная диалогу цивилизаций, где Екатерина делала доклад по исламским мотивам в мировой музыкальной культуре. Тема очень заинтересовала одного из участников конференции, председателя Ливано-Российского дома в Бейруте Сухейля Фараха. К сожалению, в аудитории, где проходил доклад, не было музыкального инструмента. Зато рояль нашелся в холле казанского отеля, где жил ливанский гость. Музыка Шуберта, Листа, Яхина в исполнении Екатерины произвела на господина Фараха неизгладимое впечатление. Через некоторое время он пригласил ее и декана музфака ТГГПУ Фариду Салитову на IV Всероссийский мусульманский форум в Нижний Новгород. А в мае нынешнего года при содействии ливанского представительства Россотрудничества были организованы те самые концерты Ковриковой в Ливане.
Программу концертов сама исполнительница обозначила как “Диалог музыкальных культур в свете христианско-исламских отношений”. Сюда вошли и знаменитое моцартовское “Рондо в турецком стиле”, более известное как “Турецкий марш”, и фрагменты из симфонической поэмы Римского-Корсакова “Шахерезада”, и музыка Хачатуряна к драме Лермонтова “Маскарад”, множество других музыкальных шедевров, созданных на стыке различных национальных музыкальных традиций. Не обошлось, конечно, и без классики татарской музыки – Рустем Яхин, Александр Ключарев, современный композитор Шамиль Шарифуллин. С особенным восторгом, вспоминает Коврикова, публика принимала яхинского “Соловья”…
Были представлены в программе и интересные примеры того, как музыка объединяет, казалось бы, необъединимое – скажем, исполняя “Грезы” немецкого композитора Роберта Шумана, Екатерина рассказывала слушателям, что именно это произведение звучит у Вечного огня на Мамаевом кургане в Волгограде в память о жертвах Великой Отечественной войны.
– В выборе музыки я ориентировалась на то, чтобы она была понятна не только профессионалам, – рассказывает Екатерина. – И хотя я не видела ни одной афиши, извещающей о моих концертах, залы во всех городах (а концерты проходили в Бейруте, Триполи, Библосе, Джунии и Бхамдуне) были полны. Приятно удивило, что на концерте в Триполи среди зрителей оказались выпускники Ленинградской и Киевской консерваторий – оказывается, в этом городе живет около 600 русских семей. А вообще, вся публика реагировала очень хорошо. Народ в Ливане музыкальный и чутко откликается на эмоциональный настрой исполнителя. Жаль, что русская, а тем паче татарская музыка, там звучит очень редко… Хотя интерес к ней, как я убедилась, огромный. Некоторые ноты даже пришлось оставить в Ливане – по просьбе организаторов концертов.
Кстати, организаторы не остались в долгу перед исполнительницей и устроили ей прекрасную экскурсию по своей небольшой, но удивительной стране. Особенно Кате запомнились город Библос, откуда пошла вся письменность на земле, грандиозная статуя “Нотр Дам дю Либан” (Божья Матерь Ливанская), возвышающаяся над городом Джуния, и два исторических места – то, где согласно преданию Георгий Победоносец победил Змея, и дорога, по которой проходили все знаменитые завоеватели, в том числе Александр Македонский и Наполеон.
– Вот и я там теперь прошла, – смеется Екатерина, которая вернулась из Ливана обладательницей почетной именной медали Ливано-Российского дома и медали бейрутского университета Нотр Дам Луэйзи.
А ведь не исключено, что скоро по этой дороге завоевывать своим искусством сердца ливанцев отправятся и другие татарстанцы. В благодарственном письме, направленном по окончании гастролей господином Фарахом на имя ректора ТГГПУ Радифа Замалетдинова, говорится о том, что университет Нотр Дам Луэйзи хочет заключить с казанским вузом договор о сотрудничестве. А руководитель ливанского представительства Россотрудничества Мансур Хасанов уже высказал намерение провести в Ливане неделю Казанской культуры и науки – с приглашением за счет принимающей стороны видных татарстанских ученых, музыкантов и художников. Вот такие далеко идущие последствия вызвал короткий визит казанской пианистки. Поистине, Музыка – великий, прекрасный, а главное – совершенно мирный завоеватель!